Еще один «Великий поход»: в КНР разработали первую моноблочную ракету среднего класса
Технологии

19 марта 2024 года, 09:27

Недавно Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) анонсировала новую ракету-носитель - «Великий поход 12» («Чанчжэн-12», CZ-12). Эта будет первая китайская моноблочная кислородно-керосиновая ракета среднего класса: носитель диаметром 3.8 метра сможет выводить полезный груз в 10 тонн на низкую и свыше 6 тонн на солнечно-синхронную орбиту. Аналогичные по возможностям CZ-7 и CZ-8 оснащены боковыми ускорителями, которых нет у нового "Великого похода". Все опытно-конструкторские работы по созданию CZ-12 завершены, идут предполетные испытания.

Младший брат лунного "Великого похода"

Особенность нового носителя — установка на первой ступени четырех двигателей YF-100K тягой по 120 тс на уровне моря. Точно такие будут стоять на тяжёлой ракете CZ-10, предназначенной для реализации пилотируемой лунной программы КНР. На второй ступени CZ-12 установлены два YF-115 тягой по 18 тс.

Двигатель YF-100K
Двигатель YF-100K

В будущем CZ-12 сможет стартовать с четырех китайских космодромов — Сичан в юго-западной провинции Сычуань, Тайюань в северной провинции Шаньси, Цзюцюань в северо-западной провинции Ганьсу, и Вэньчан в южной островной провинции Хайнань. Причём на последнем предполагается использовать инфраструктуру строящегося коммерческого космического центра. Этот объект, обладающий двумя стартовыми комплексами, с середины текущего года должен стать первым китайским космодромом, не находящимся под прямым контролем военных.

Коммерческий статус даст возможность использовать Хайнань частным космическим компаниями. По мнению западных экспертов, для китайских коммерческих ракетных стартапов появление Центра станет «глотком свежего воздуха». Сейчас китайские частные компании вынуждены запускать ракеты с морских платформ либо со специально выделенных площадок в Цзюцюане.

Интересно, что кроме нового носителя промежуточного класса с нового коммерческого космического центра в нынешнем году должны стартовать и конкуренты CZ-12 - частные Tianlong 3 компании Space Pioneer и Pallas 1 от компании Galactic Energy. Первая способна доставить на низкую орбиту 17 т полезного груза, а вторая — до 10 т.Как и их государственный визави, они оснащены кислородно-керосиновыми двигателями.

Две "эскадрильи" китайских ракет

Возникает вопрос: зачем китайцам столько похожих средств космического выведения? Зарубежные эксперты ищут причину в сложной организации китайской космической программы. «Государственные» ракеты-носители эксплуатируются двумя дочерними компаниями CASC: пекинской Академией технологии ракет-носителей (CALT, также известна как «Первая академия»), и шанхайской Академией космических технологий (SAST, «Восьмая академия»). Первая крупнее и считается более важной, но и вторая играет серьезную роль в национальной космической программе (в частности, уже давно предлагает двухступенчатую кислородно-керосиновую ракету по конструкции аналогичную Falcon 9, хотя и меньшего размера).

CALT продвигает ракеты CZ-8, которые будут стартовать с комплекса №1 в Хайнаньском коммерческом центре. Соседний комплекс №2 как раз и займет конкурент от SAST — CZ-12. Похоже, руководство CASC решило, что две её дочерние компании будут конкурировать, увеличивая долю Китаю на мировом рынке космических запусков..

Поднебесная в последние годы активно инвестирует в космическую деятельность. Наблюдается рост разработок, производства и запусков огромного количества космических аппаратов самого разного назначения: оптического и радиолокационного зондирования Земли, научных, технологических, метеорологических, телекоммуникационных и навигационных спутников. Активно продвигается программа изучения Луны с помощью зондов.

Китайские специалисты реализуют проекты по исследованию Луны, Марса и астероидов, а на орбите работает модульная орбитальная станция «Тяньгун», сопоставимая по возможностям с МКС. Страна приступила к реализации пилотируемой лунной программы. В прошлом году стартовали 67 китайских космических ракет — это второй результат после США. Если бы не Falcon 9 от SpaceX, то Китай в течение нескольких лет лидировал бы в рейтинге космических запусков по странам мира.

Будет сто пусков?

В текущем году количество космических запусков в КНР должно вырасти до сотни. И это вполне достижимая цель. Недавно CASC опубликовала «Синюю книгу деятельности Китая в космосе» на 2024 год. Корпорация намерена выполнить 70 космических запусков, отправив на орбиту 290 аппаратов. К этому надо добавить запуски государственного подрядчика CASIC, отвечающего за небольшие твердотопливные ракеты семейства «Куайчжоу», а также коммерческих компаний.

Наблюдатели отмечают невероятные темпы китайской космической программы. Особенно впечатляет высокая грузоподъемность коммерческих ракет — до двух десятков тонн и более. На Западе подавляющее большинство частных ракетных стартапов нацелены на носителя малой грузоподъёмности, только SpaceX и ещё несколько компаний в США работают над тяжёлыми ракетами.

В то же время, при высокой частоте пусков у китайцев до сих пор нет многоразового космического носителя. Проектов много, но ни один не реализован в металле, поэтому невозможно сравнивать их с ракетам SpaceX. А без надёжного многоразового носителя, подобного Falcon 9, делающей львиную долю американских и значительную часть мировых космических запусков, китайцам будет сложно конкурировать.

Эксперты отмечают и некоторую сумбурность китайского парка средств выведения. Например, в США в ходу всего десяток ракет-носителей: Vulcan, Atlas, New Shepard, New Glenn, Terran, Falcon 9, Falcon Heavy, Starship, SLS, Astra. Причем часть из еще не разу не летала. Но китайская ракетно-космическая промышленность похоже, живёт под лозунгом Мао Цзэдуна: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Только эксплуатирующихся «государственных» «Великих походов» насчитывается 16 моделей (включая модификации). А скоро к ним добавятся ещё три.

В этих условиях возникает почва для излишней конкуренции. «Для плановой экономики, которая организует всё на ближайшие годы, это какая-то неорганизованная импровизация на лету», — отметил один из экспертов. С другой стороны отмечается, что китайский рынок быстро расширяется и благоприятствует росту числа ракетных компаний. А когда ситуация стабилизируется, произойдут слияния и поглощения, а слабые игроки уйдут с рынка.