Китай планирует осуществить запуск двух возвращаемых ракет в 2025 и 2026 годах
Технологии

Китай планирует осуществить запуск двух возвращаемых ракет в 2025 и 2026 годах

6 марта 2024 года, 14:05

Главный государственный подрядчик китайской ракетно-космической промышленности в ближайшие два года планирует провести летные испытания двух новых ракет большого диаметра с элементами многократного использования. Одна из них будет использоваться для пилотируемых полетов, в том числе на Луну.

Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) планирует запустить многоразовые ракеты-носители диаметром 4 и 5 метров в 2025 и 2026 годах соответственно, сообщил депутат Всекитайского собрания народных представителей академик Ван Вэй, директор департамента исследований и разработок CASC. 

О каких именно носителях идет речь – не уточняется. Ранее сообщалось, что для пилотируемой лунной программы пекинское подразделение CASC – Китайская академия технологии ракет-носителей (CALT, ранее известное как «Первая Академия») – разрабатывает новое средство выведения «Чанчжэн-10», составленное из блоков диаметром пять метров. Первый полет может состояться в 2025 году. На ступенях в качестве топлива будут использоваться жидкий кислород, керосин и жидкий водород.

Длина самого тяжелого варианта ракеты (имеет три ступени и оснащена двумя стартовыми ускорителями) составит примерно 92 метра, взлетная масса – около 2190 тонн, взлетная тяга – почти 2678 тонн. Носитель, задействованный в многопусковой схеме, будет служить, в основном, для вывода на траекторию полета к Луне (масса полезного груза – не менее 27 тонн) пилотируемого космического корабля «Мэнчжоу» («Челн мечты») и лунного посадочного модуля «Ланьюэ» («Дотянуться до Луны»).

Космические аппараты выйдут на окололунную орбиту и состыкуются, космонавты перейдут из корабля в посадочный модуль, совершат прилунение, поработают на лунной поверхности и вернутся на окололунную орбиту, с которой в пилотируемом корабле стартуют на Землю. Согласно плану, первая посадка китайских космонавтов на поверхность естественного спутника Земли состоится до 2030 года.

Двухступенчатая модификация «Чанчжэн-10» без применения стартовых ускорителей сможет выполнять задачи по доставке космонавтов и грузов на космическую станцию (масса полезного груза на низкую околоземную орбиту – не менее 14 тонн). В этом случае длина ракеты составит около 67 метров, взлетная масса – около 740 тонн, взлетная тяга – почти 892 тонны.

Что же касается ракеты диаметром четыре метра, то речь может идти о носителе, который разрабатывает шанхайское подразделение CASC – Шанхайская академия космических технологий (SAST), – ранее известное как «Восьмая академия». Он сможет выводить до 6500 кг полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 километров. CASC ранее рассматривала вариант разработки многоразовой версии ракеты-носителя «Чанчжэн-8», но от этого плана, похоже, отказалась. Известно также, что SAST планирует запустить «Чанчжэн-12» диаметром 3,8 метра в этом году с площадки нового коммерческого космодрома в городе Вэньчан.

По мнению обозревателя интернет-издания Space News Эндрю Джонса, если первая ракета-носитель разрабатывается для пилотируемых полетов на Луну, то вторая, по-видимому, составит конкуренцию разработкам коммерческих ракетных компаний Китая. «Она позволила бы значительно расширить возможности КНР по запускам, а также дала бы новые возможности для пополнения группировок спутников на околоземной орбите новыми аппаратами», – пишет автор.

По словам Ван Вэя, CASC также предоставит коммерческим компаниям в совместное пользование крупнейшие государственные испытательные центры и оборудование, такое как стенды для испытаний ракетных двигателей. Помимо этого, корпорация примет участие в строительстве коммерческих стартовых площадок и создаст целую отраслевую цепочку интеграции, охватывающую такие задачи, как сети измерения и управления коммерческими запусками, коммерческие стартовые площадки, услуги по запуску и повторному использованию ракетной техники, а также поддержка операций на орбите.

Как сообщает Global Times со ссылкой на CASC, государственный конгломерат завершил испытания технологии вертикального взлета и посадки в августе 2023 года, что ознаменовало собой ключевой прорыв в разработке ракет многоразового использования. Подобные носители позволят сэкономить на стартах, что станет главным фактором для дальнейшего развития коммерческих космических запусков КНР. Кроме того, необходимо будет наладить быстрое межполетное обслуживание возвращаемых ракет. Ван отметил, что эти средства выведения будут иметь высокую степень надежности, безопасности и экономичности, а также способствовать развитию космической отрасли Китая.

В дополнение к разработке двух многоразовых ракет нового поколения, в корпорации также сообщили о работе над коммерческими спутниками, которые будут использоваться для связи, навигации, дистанционного зондирования Земли и других целей. Кроме того, одна из приоритетных задач CASC – создание твердотопливных ракетных двигателей, жидкостных ракетных двигателей серии YF-102 и многоразовых двигателей на жидком кислороде и метане серии YF-209, чтобы удовлетворить спрос коммерческого сектора.