О происхождении жизни на Земле расскажет метеорит
Наука

О происхождении жизни на Земле расскажет метеорит

15 марта 2024 года, 08:57

Метеорит можно назвать своего рода «капсулой времени» — многие из них оставались практически неизменными от самого момента появления Солнечной системы, пока не врезались в Землю. Поэтому недавнее падение одного из них в Великобритании стало подарком для науки: с помощью новейших методов анализа учёные нашли в нём древнейшие внеземные органические молекулы, включая аминокислоты и нуклеиновые основания. Не исключено, что именно такие космические скитальцы занесли на нашу планету «кирпичики» будущей жизни.

Метеорит, получивший название Уинчкомб, упал в Великобритании в феврале 2021 года. Первые образцы его пород были оперативно собраны уже через 12 часов после падения, а их предварительный анализ показал, что космический булыжник относится к чрезвычайно редкому типу — углеродосодержащим метеоритам.

Теперь же многопрофильная исследовательская группа из полудюжины университетов, разбросанных по всей Европе, прибегла к одному из мощнейших на сегодняшний день микроскопов — в лаборатории SuperSTEM — и изучила органические вещества внутри Уинчкомба вплоть до наноуровня. И результаты воодушевляют.

Внутри пород оказались не только простейшие соединения углерода, но и такая сложная органика, как как аминокислоты («строительные компоненты» белков), и даже нуклеиновые основания — структурные элементы ДНК.

Сложнее были бы только сами белки или остатки самих живых организмов. Тем более удивительно, что эти молекулы, судя по всему, оставались нетронутыми чуть ли не с самого момента формирования метеорита — плюс минус одновременно с Землёй. Даже то крошечное их количество, которое удалось «нащупать» внутри породы, позволяет с большой долей вероятности предположить, что «коллеги» Уинчкомба в своё время сыграли решающую роль в доставке органики на юную Землю.

«Наши наблюдения показывают, что Уинчкомб представляет собой важное дополнение к коллекции углеродистых метеоритов, а его первозданный состав позволяет сделать новые прорывы в нашем понимании органических молекул в ранней Солнечной системе», — отметила исследователь Эшли Кинг из лондонского Музея естественной истории, где хранится метеорит.

Причем всю эту уникальную органику учёные «разглядели» лишь с помощью микроскопа, не прибегая к разрушающему первозданную структуру метеорита химическому анализу — сохранив его, таким образом, для потомков, с их ещё более совершенной аппаратурой.

Как подчеркнул руководитель группы, Кристиан Воллмер из Мюнстерского университета, «идентификация биологически значимых молекул в Уинчкомбе без использования каких-либо химических методов извлечения чрезвычайно интересна, особенно после того, как мы смогли выявить пространственные различия в их локальной концентрации на наноуровне. Это говорит о том, что наш подход позволяет составить карту функциональной химии метеоритов, даже несмотря на то, что размеры органических молекул чрезвычайно малы, а содержание химических соединений очень низкое».