«Уэбб» нашел в ранней Вселенной множество маленьких черных дыр
Большой взрыв

«Уэбб» нашел в ранней Вселенной множество маленьких черных дыр

12 марта 2024 года, 15:39

Ещё в первый год своей работы космический телескоп «Уэбб» обнаружил на окраине Вселенной большое количество маленьких и слабых красноватых точек. Считалось, что это просто очень далёкие галактики. Но после того, как астрофизики «навели резкость», оказалось, что это целый «детский сад» из очень маленьких, но уже сверхмассивных чёрных дыр. Что может перевернуть все представления о том, как они зарождаются.

В сердце большинства галактик находятся сверхмассивные чёрные дыры. В ранней Вселенной тоже. И проблема в том, что некоторые из них, похоже, растут слишком быстро: удивительно, как они смогли дорасти до массы в миллиарды солнц за считанные сотни миллионов лет, прошедших с Большого взрыва. Над загадкой этих, как их называют, «проблемных квазаров», учёные бьются уже не первый десяток лет.

В данном случае за изучение отдалённых квазаров взялась группа исследователей во главе с доцентом астрофизики из Института науки и технологий Австрии Джорритом Матти. И то, что маленькие красные точки, оказались «уменьшенными копиями» сверхмассивных чёрных дыр, стало для них немалым сюрпризом.

Сначала учёные даже усомнились в том, что имеют дело с огромными сингулярностями.  Но спектральный анализ развеял все колебания: широчайшие спектральные линии нагретого водорода просто не могли излучаться ничем, кроме небольших газовых облаков, с огромной скоростью вращающихся вокруг мини-сверхмассивных чёрных дыр.

«В то время как «проблемные квазары» голубые, чрезвычайно яркие и достигают массы, в миллиарды раз превышающей массу Солнца, маленькие красные точки больше похожи на молодые квазары. Их массы составляют от десяти до ста миллионов масс Солнца. Кроме того, они кажутся красными, потому что покрыты пылью. Пыль затемняет черные дыры и делает цвета красными», — прокомментировал Матти.

Тем не менее, эти экзотические объекты чрезвычайно похожи на более ранние стадии развития привычных нам гигантских сверхмассивных чёрных дыр. В ближайшем будущем (спустя ещё пару сотен миллионов лет) поток газа, исходящий из их недр, должен будет пробить пылевой кокон, и на месте «подростков» возникнут настоящие великаны.

Учёные уверены, что это исследование откроет новые пути к пониманию процессов, происходивших в ранней Вселенной, и сделавших её такой, какая она сейчас. «Сверхмассивные чёрные дыры, возможно, являются самыми интересными объектами во Вселенной. Трудно объяснить, почему они существуют, но они есть. Мы надеемся, что эта работа поможет нам приподнять завесу с одной из самых больших тайн мироздания», — заключили исследователи.