Рядом с Землей обнаружили свыше 80 звезд с формирующимися планетами
Наука

Рядом с Землей обнаружили свыше 80 звезд с формирующимися планетами

6 марта 2024 года, 11:16

Прямо сейчас на десятки парсеков вокруг Солнечной системы происходит процесс стремительного образования новых планет. К такому выводу пришел международный коллектив астрономов, который запечатлел 86 молодых звезд, окруженных яркими протопланетными дисками, с помощью Очень большого телескопа в Чили. Эта подборка, которая стала одной из крупнейших в истории, позволяет в деталях познакомиться с формированием новых миров.

Экзопланеты, как и звезды, окружающие нас, удивительно разнообразны. Но понять, как это разнообразие возникает, можно лишь одним способом — отследив процесс их зарождения. Долгое время астрофизики были ограничены «штучностью» подобных открытий, делая обобщения из минимума фактов. Но теперь времена изменились.

«Это реальный сдвиг в нашей области исследований. Мы перешли от интенсивного изучения отдельных звездных систем к этому огромному обзору целых областей звездообразования», — поделилась Кристиан Гински, ведущий автор одной из трех статей, написанных по итогам проведенного обзора.

Диски, как и будущие миры, в которые они превратятся, необычайно разнообразны. Здесь и спиральные рукава (возникающие из-за быстрого вращения), и гладкие кольца, и большие полости, оставленные только что сформировавшимися планетами, и другие необычные структуры, которым даже нет названия.

В общей сложности детальному изучению подверглись 86 звезд в трех различных областях нашей галактики: Тельца и Хамелеона I (оба расположены на расстоянии около 600 световых лет от Земли), и находящегося почти в три раза дальше облака Ориона. Чтобы изучить все эти светила, потребовались усилия ученых из более чем 10 стран.

Согласно предварительным результатам исследования, двойные и тройные звезды гораздо менее охотно образуют большие протопланетные диски (что объясняет, почему вокруг них открыто сравнительно мало планет). Кроме того, в облаке Ориона диски имеют крайне неравномерный и хаотичный облик, что может свидетельствовать о наличии внутри них очень массивных планет.

Впрочем, ученые уверены, что данное исследование — это лишь начало, и по мере развития технологий они еще глубже проникнут в суть планетообразования. К примеру, строящийся Чрезвычайно большой телескоп со своим громадным 39-метровым зеркалом позволит астрономам изучить даже самые близкие к молодым звездам внутренние области, где могут формироваться скалистые планеты, подобные нашей.

Возможно, через миллионы лет на месте одного из этих дисков появится новая «Земля», до которой со временем долетят космические корабли. «Почти поэтично, что процессы, знаменующие начало пути к формированию планет и, в конечном итоге, жизни в нашей собственной Солнечной системе, должны быть такими прекрасными», — резюмировал голландский астроном Пер-Гуннар Валегард, руководивший исследованием туманности Ориона.