Ракету «Союз» со спутником «Метеор-М» установили на стартовый стол Восточного
Технологии

Ракету «Союз» со спутником «Метеор-М» установили на стартовый стол Восточного

26 февраля 2024 года, 08:58

На космодроме Восточный готовят ракету-носитель «Союз-2.1б» к предстоящему пуску. Специалисты полностью собрали ее и установили на стартовый стол. Ожидается, что носитель будет запущен 29 февраля — он отправит на околоземную орбиту гидрометеорологический аппарат «Метеор-М» № 2-4 и 18 малых спутников российского и зарубежного производства.

На Восточном выполнили общую сборку ракеты-носителя «Союз-2.1б» с гидрометеорологическим космическим аппаратом «Метеор-М» № 2-4 и 18 российскими и зарубежными попутными малыми спутниками. После этого ее вывезли на стартовый комплекс площадки 1С и установили в вертикальное положение. Специалисты предприятий Роскосмоса продолжают ее подготовку к пуску. Старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» запланирован на 29 февраля.

Космический аппарат «Метеор-М» № 2-4 предназначен для гидрометеорологического обеспечения, мониторинга климата и окружающей среды, изучения природных ресурсов Земли, контроля гелиогеофизической обстановки в околоземном космическом пространстве, получения информации с автоматических измерительных платформ сбора данных и ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев международной спутниковой поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ.

Спутник оснащен бортовым радиолокационным комплексом на базе активной фазированной антенной решетки и гелиогеофизическими приборами, такими как измеритель коротковолновой отраженной радиации и радиочастотный масс-спектрометр. Это позволит обеспечить всепогодный радиолокационный мониторинг Северного морского пути и расширить перечень контролируемых гелиогеофизических параметров.

Предыдущие аппараты — «Метеор-М» №1, запущенный в 2009 году, и «Метеор-М» №2, который начал работу в 2014 году, — выведены из эксплуатации в 2022-2023 годах. Функционировать на орбите продолжают спутники №2-2 и №2-3, которые были доставлены в июле 2019 и июне 2023 года.

Помимо «Метеора-М», ракета отправит на околоземную орбиту небольшие спутники формата «кубсат», разработанные российскими вузами, коммерческими компаниями и некоммерческими организациями, а также один малый космический аппарат иностранного производства.

Ранее предполагалось, что в составе полезной нагрузки также будет спутник «Марафон-IoT», однако в Роскосмосе отложили его запуск для «дополнительных проверок программного обеспечения, а также уточнения программы дополнительных исследований». Новая дата старта пока не объявлена.

Ракета-носитель «Союз-2.1б» — одноразовая трехступенчатая ракета-носитель среднего класса, принадлежит к семейству космических носителей «Союз» и разработана на базе серийной ракеты-носителя «Союз-У». У нее усовершенствованные жидкостные ракетные двигатели РД-107А на первой, РД-108А на второй и РД-0124 на третьей ступенях. В зависимости от назначения ракета-носитель может использовать разгонный блок «Фрегат».

«Союз-2.1б» используется для запусков космических аппаратов военного и гражданского назначения, в том числе коммерческих спутников. В частности, с помощью этой ракеты в космос выводятся спутники навигационной системы ГЛОНАСС. Всего с 27 декабря 2006 года выполнены 68 пусков ракет «Союз-2.1б». Носитель вывел в космос 578 космических аппаратов.