Первому «крымскому» космонавту Василию Циблиеву – 70
Сегодня Герою Российской Федерации Василию Циблиеву исполнилось 70 лет. 37 из них он отдал космонавтике, а 10 лет был активным космонавтом. За эти годы он совершил два космических полета на орбитальном комплексе «Мир» общей продолжительностью более 381 суток, шесть раз выходил в открытый космос. Шесть лет Циблиев возглавлял Центр подготовки космонавтов. Уйдя в отставку, он до сих пор передает свой опыт, работая советником начальника ЦПК.
Путь в космос через авиацию
Родился Василий Циблиев 20 февраля 1954 года в селе Приветное Кировского района Крымской области тогда еще РСФСР. В одном из своих немногочисленных интервью герой космоса вспоминает: «Я с детства твердо знал, что буду космонавтом. Эта мечта, как и у многих мальчишек, родилась 12 апреля 1961 года. В тот день я, будущий первоклассник, бежал мимо дома деда, ветерана войны, который дошел до Берлина, на рейхстаге расписался, а он мне: "Ты слышал? Юрий Гагарин в космос полетел!". Я в ответ: "А он с какой деревни? Я что-то такого не знаю". – "Со Смоленской области". Побежал к маме. Залетаю домой и кричу восторженно: "Мама, Гагарин в космос полетел!" – "Знаю, сынок!" – "Мама, я тоже буду космонавтом!" Она: "Глянь на себя. Какой из тебя космонавт?! Худой как велосипед..."».
Тем не менее мальчишеское желание не пропало. Первые космонавты были летчиками-истребителями, потому после школы Циблиев поступил и успешно окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени С. И. Грицевца – альмаматер многих советских и российских космонавтов. Затем 8 лет служил летчиком-истребителем штурмовой авиации сначала в группе советских войск в ГДР, потом в Одесском военном округе. Ещё лейтенантом начал писать рапорты о приёме в школу летчиков-испытателей. Оттуда, по его мнению, было проще поступить в отряд космонавтов. Но долгое время не получалось. В 1984 году, уже в звании майора, он поступил в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Там он узнал об очередном наборе в отряд космонавтов ЦПК и написал рапорт. То же самое сделали многие пилоты, но медкомиссию прошел только он и его коллега Валерий Корзун. Циблиеву тогда было 32 года, Корзуну – 33 года, староваты для кандидатов в космонавты. Тем не менее после окончания Академии их зачислили в отряд космонавтов 23 июля 1987 года. И началась интенсивная подготовка к полетам.
Первый полет - невезение началось
Несмотря на то, что Василию Циблиеву повезло (он первым из своего набора отправился в космос), нештатные ситуации его преследовали в обоих полетах. Впервые он полетел в космос 1 июля 1993 года на корабле «Союз ТМ-17» вместе с многоопытным Александром Серебровым и французским космонавтом Жан-Пьером Эньере. Француз вернулся на Землю с экипажем 13-й экспедиции, а Циблиев и Серебров приступили к выполнению своей программы, рассчитанной на 146 суток.
Наряду с ремонтными работами, которыми приходилось заниматься практически всем экипажам орбитального комплекса «Мир», у Василия и Александра была полоса неудач. Например, во время третьего выхода в открытый космос в скафандре Василия отказала система терморегулирования, и работы за бортом станции сократили до 1 часа 52 минут. Во время четвертого выхода в одну из дыхательных трубок скафандра Сереброва попала вода, которая замерзла и перекрыла поступление воздуха. Сереброву пришлось ожидать командира в шлюзовом отсеке, а Циблиев один вышел наружу станции и за 38 минут выполнил все работы, которые мог выполнить в одиночку.
Невезение продолжалось. Космонавтам сообщили, что их полет продляется на полтора месяца из-за неготовности ракеты-носителя, с помощью которого должна балы отправиться на орбиту смена. На 196-й день полета, на пути к Земле, космонавты должны были на своем корабле облететь комплекс и сфотографировать стыковочный узел АПАС-89, к которому планировалось пристыковывать шаттлы. Но при облете «Мира» одна из ручек управления кораблем оказалась отключенной. Василий, как ни пытался затормозить «Союз», полностью избежать столкновения не удалось. Корабль зацепил переходный отсек станции, вырвав клок экранно-вакуумной теплоизоляции. Пока корабль удалялся, на Земле разобрались в причине. Ручку управления включили, и «Союз ТМ-17» успешно приземлился.
Второй полет Циблиева – «Аполлон-13» по-русски
Второй космический полет Василия Циблиева оказался еще более насыщенным нештатными ситуациями, не раз угрожавшими его жизни.
Второй раз Василий Васильевич стартовал в космос с новым бортинженером Александром Лазуткиным и космонавтом-исследователем из Германии Райнхольдом Эвансом 10 февраля 1997 года. «Союз ТМ-25» успешно стартовал с Байконура и через 9 минут оказался на околоземной орбите. На этом везение экипажа было исчерпано. Обычно на заключительной комплексной тренировке в корабле «Союз» космонавты должны успешно преодолеть от трех до пяти нештатных ситуаций. Так и произошло в реальном полете.
23 февраля, когда новый и покидающий станцию экипажи собрались в одном модуле, произошел серьезный пожар. Воспламенилась бракованная «кислородная шашка», которая должна была при горении вырабатывать кислород. Сложилась очень опасная ситуация – пожарные на помощь не приедут, гидрантов на станции нет, от дыма никуда не деться – форточку не откроешь… А вырывающийся из установки огонь мог прожечь всего лишь трехмиллиметровую стенку модуля - это быстрая разгерметизация и гибель шести звездоплавателей (4 россиянина, немец и американец).
Василий Циблиев вспоминал: «Во время того пожара пришлось выключить вентиляцию. Всё помещение заволокло дымом так, что бортовые документы не прочитать. Вот и действовали уже на тактильном уровне, на автоматической памяти. Ни одной ошибки не сделали благодаря тренировкам, потому что всё проработали с инструкторами на Земле не один раз».
В этот раз обошлось, разгерметизации не произошло. Через несколько часов задымление рассеялось и полет «Мира» продолжился. «Потом запах жжёной изоляции преследовал меня многие годы… Но мы не запаниковали и своими силами потушили пожар», - вспоминает Василий Циблиев.
После отправки на Землю части прежней экспедиции Василий Циблиев с коллегами Александром Лазуткиным и американцем Джерри Линненджером продолжили полет, но очень скоро заметили, что температура на станции становится все выше и выше: +30, местами +50 градусов, при максимально допустимых +26-28.
Выяснилось, что это из-за утечки этиленгликоля из системы терморегулирования. Вся станция изнутри и снаружи была опоясана системой трубок. Космонавты шутили: «Летаем, как в самогонном аппарате». Эта система должна работать все время, ведь корпус станции на солнечной стороне орбиты нагревается до +120 градусов по Цельсию, через сорок минут, в тени, остывает до -110 градусов.
Полет продолжился, продолжились и нештатные ситуации. 25 июня 1997 года при отработке нового режима ручного управления стыковкой грузового корабля с орбитальным комплексом произошло столкновение «Прогресса М-34» с модулем станции «Спектр», что привело к его разгерметизации.
Вот как это описывает коллега Василия Васильевича Александр Лазуткин: «На корабле стоит камера, которая смотрит, куда он летит, а изображение с нее поступает в станцию на монитор к человеку, который управляет кораблем. А еще есть для измерения скорости и расстояния. С Земли нас предупредили: «Очевидно эти две системы друг другу мешают». Если телевидение выключить - значит, надо сделать стыковку вслепую. Тогда решили выключить систему, измеряющую скорость и расстояние. Еще одна причина - оказалось, что у корабля смещен центр масс... И плюс ко всему стыковка происходила без связи с Землей, поэтому нам никто не мог подсказать, правильно процесс идет или нет. А он шел неправильно. И вместо того, чтобы приблизиться со скоростью 30 сантиметров в секунду, корабль врезался в модуль со скоростью 3 метра в секунду. 7 тонн! Остановить его было невозможно».
Стали выключаться системы, останавливаться гиродины, бортовой компьютер... Временами казалось, что потея станции неминуема, но во многом благодаря руководителю полёта Владимиру Соловьёву специалисты на Земле «разложили все проблемы по полочкам» и разработали целый набор рекомендаций. В сеансе связи Соловьев сказал: «Вася, давай так. По шажку…». Вскоре удалось запустить процесс – и всё заработало. Полет продолжился.
«Василий Циблиев, командир мой, после столкновения он нервного стресса, перестал спать, - вспоминал Лазуткин, - Он засыпал ненадолго, а потом просыпался и говорил: «У меня все время перед глазами картина этого режима. Я все время ищу, где ошибся». Потому что он управлял кораблем так, как его учили. Когда мы отрабатывали на Земле режим ручной стыковки, то получили пятерку.. Нам вводили нештатные ситуации, которые могут случиться, но мы все равно получили пятерку. Никаких вопросов к нам не было».
Стресс Василий Васильевич преодолел и продолжил выполнение программы полета, но нештатные ситуации на этом не закончились. Жесткий удар спускаемого аппарата о землю из-за преждевременного срабатывания двигателей мягкой посадки уже никого не удивил.
За 23-ю экспедицию Василий Циблиев с коллегами провели такое количество ремонтных работ, как никто в истории космонавтики. После этого станция "Мир" жила ещё почти 4 года. На ней отработало еще 5 экспедиций. В целом полёт орбитального комплекса «Мир» продлился 15 лет. Так долго тогда не летала ни одна станция.
После этого полета Василия Циблиева назначили сначала заместителем начальника 1-го управления ЦПК по подготовке космонавтов, через два года заместителем начальника Центра, а еще через два с половиной - он возглавил Центр. После ухода в отставку Василий Васильевич остался работать в ЦПК советником начальника Центра.
Мы поздравляем выдающегося космонавта, Героя России с юбилеем.