Звездный сын Земли: как 45 лет назад строили памятник Гагарину в Москве
Ровно 45 лет назад, 4 июля 1980 года, в Москве на площади Гагарина (до 1968 года — площадь Калужской заставы) за две недели до начала Олимпиады-80 был открыт монумент, ознаменовавший первый полет человека в космос. В торжественном открытии памятника приняли участие первый секретарь Московского городского комитета КПСС Виктор Гришин, помощник главкома ВВС по подготовке космонавтов — генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Шаталов и мать Юрия Гагарина Анна Тимофеевна. Монумент сразу стал одним из популярнейших мест города.
Человек из титана
24 марта 1968 года, сразу после трагической гибели Юрия Гагарина, была создана Правительственная комиссия, которая в том числе занялась вопросами увековечивания памяти о первом космонавте планеты. Одним из предложений было: «площадь Калужской заставы в Москве назвать площадью имени Гагарина, установив на ней памятник Гагарину».
Именно через эту площадь проходит по сей день Ленинский проспект, по которому 14 апреля 1961 года проехал на Красную площадь с Внуковского аэродрома кортеж с первым космонавтом, вернувшимся из первого космического полета. В том же году площадь была переименована, а с памятником дело затянулось на целых 12 лет.
Только в 1970 году партийное руководство Москвы, возглавляемое Виктором Васильевичем Гришиным, обратилось в ЦК КПСС с предложением создать наконец такой монумент. Предложение было поддержано министром культуры Екатериной Алексеевной Фурцевой и космонавтами.
Генерал-полковник Николай Каманин, в то время руководивший подготовкой космонавтов, предложил возвести памятник на международные пожертвования, ведь «Гагарин — сын не только советского народа, он сын Земли, ему будут поставлены сотни памятников, будут созданы десятки музеев и установлены тысячи мемориальных досок. Все это надо делать не за счет правительства, а на добровольные взносы людей всей планеты».
На это ему ответили: «Мы — не бедная страна и уж как-нибудь найдем средства на памятники Гагарину». И нашли. Моссовету было выделено необходимое финансирование.
К проекту привлекли творческую группу, которую возглавил опытнейший архитектор Алексей Душкин. В 1973 году эскиз проекта был готов, но в 1974-м Душкин по невыясненной причине был отстранен и уволен с работы в Московском архитектурном институте. Его идею памятника подхватили члены его группы: руководитель — скульптор Павел Бондаренко при участии архитекторов Якова Белопольского, Фёдора Гажевского и конструктора Александра Судакова, которые довели проект до завершения и стали его официальными авторами.
Строительство нового грандиозного монумента, согласно постановлению Комиссии 1968 года, началось в середине Ленинского проспекта на площади Гагарина. Его общая высота была 42,5 метра, а вес — 12 тонн. Только фигура Гагарина состояла из 238 литых сегментов из титанового сплава ВТ5Л. Памятник такого огромного размера из титана создавался впервые в мире и вызвал множество технологических трудностей.
Все наружные детали монумента отливались на Балашихинском литейно-механическом заводе. Старший технолог цеха титанового литья Б.Г. Церковский рассказывал: «Самые большие проблемы возникли при заливке так называемой "маски" лица космонавта — самой тяжелой из частей. Ее масса превосходила допустимый предел для одной плавки в вакуумной печи. Она составляла 300 кг. При первой заливке не выдержал нагрузки и лопнул тигель».
Предотвратить крупную аварию удалось благодаря мгновенной реакции рабочего-аппаратчика, имя которого установить не удалось.
После отливки, обрезки и зачистки все детали передали на завод «Сатурн» для полировки, сварки, соединения деталей болтами и зачистки швов. Там, на «Сатурне», и была собрана фигура космонавта. Уже в Москве с помощью автомобильного крана бетонно-стальная основа колонны была установлена, обшита титановыми листами и на ее вершину установлена фигура космонавта.
Грандиозный монумент оценили не все
В результате монумент получился действительно грандиозным. На площадке из каменных блоков из отверстия, словно из газоотводного канала стартового комплекса устремляется ввысь 38 метровая ребристая колонна, символизирующая след от стартующей ракеты. Колонну венчает фигура космонавта в скафандре без шлема.
У подножья колонны — символический макет спускаемого аппарата первого в мире космического корабля «Восток» в натуральную величину. На нем надпись: «12 апреля 1961 года советский космический корабль "Восток" с человеком на борту совершил полет вокруг земного шара. Первый человек, проникший в космос, — гражданин Союза Советских Социалистических Республик Юрий Алексеевич Гагарин».
Как ни странно, оказалось, что многие москвичи не оценили величие нового памятника, считая его безвкусным, что лицо космонавта мало похоже на лицо Гагарина, а скафандр напоминает защиту средневекового рыцаря. Похожая ситуация была в 1889 году во Франции, когда парижане не восприняли башню, построенную по проекту Инженерного бюро Гюстава Эйфеля. Спустя годы «Эйфелева башня» стала не только символом Парижа, но и символом всей Франции.
Конечно, восприятие произведения искусства — дело вкуса и воспитания каждого. Можно бесконечно спорить о внешнем облике мемориала на площади Гагарина. Но не надо забывать, что скульптор не ставил перед собой задачу добиться портретного сходства с первым космонавтом, хотя оно, несомненно, есть, а создавал собирательный образ человека, который первым из землян отправился за пределы нашей планеты.
Только по прошествии многих десятилетий станет ясным историческое и художественное значение этого монумента, но достопримечательностью столицы России он останется на века.