Дорога испытаний Владимира Аксенова: 90 лет космонавту, дважды Герою Советского Союза
Космический архив

Дорога испытаний Владимира Аксенова: 90 лет космонавту, дважды Герою Советского Союза

1 февраля 2025 года, 07:43

За плечами этого уникального космонавта два коротких космических полета. Но оба были в полной мере испытательными, и звание дважды Героя Советского Союза он получил по праву, выполнив сложнейшие космические задания и посвятив всю свою жизнь освоению космоса. Еще до запуска Первого спутника Владимир Аксенов пришел работать в супер-секретное ОКБ-1, при его участии проходило становление советской космической отрасли.

Самый опытный не летавший в космос космонавт

Родился Владимир Аксенов 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области. Владимир вспоминал, что отец погиб на фронте, а его воспитывали мать, дед и бабушка. В 1949 году по окончании семилетки «с отличием» он поступил в Касимовский индустриальный техникум, но после внезапной кончины матери был вынужден переехать в семью тетки (сестры матери) в подмосковный Калининград (ныне Королёв) и продолжил учебу в Мытищинском машиностроительном техникуме.

По его окончании призывная комиссия военкомата направило Аксенова в 10-й Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге, где Владимир освоил высший пилотаж на Як-18. Там же он познакомился с Алексеем Леоновым. В 1956 году началось сокращение Военно-воздушных сил и Аксенов был уволен в запас.

30 января 1957 года он стал работать конструктором 3-й категории ОКБ-1 и одновременно учиться. Аксенову довелось разрабатывать гермовыводы для кабелей Первого спутника. В 1957 году он уже конструктор 2-й категории, а в 1959 – 1-й категории. Только В 1963 году Владимир получил высшее инженерное образование окончив Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

Работая в самом космическом КБ страны Владимир Аксенов определил свой дальнейший жизненный путь - стать космонавтом. В 1964 году он написал заявление самому Сергею Королёву и был переведен старшим инженером в летно-испытательный отдел (будущий отряд космонавтов). В 1968 году часть его коллег была переведена на должности космонавтов, а он стал ведущим инженером этого отдела, затем начальником лаборатории летных испытаний. С 1966 году Аксенов был техническим руководителем тренировок космонавтов на невесомость на самолете-лаборатории Ту-104, на котором совершил 250 полетов, около 1400 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз - в условиях лунной гравитации (около 75 мин). 21 марта 1973 года переведен на должность космонавта-испытателя в том же отделе, где работал почти 9 лет.

Как один из опытнейших нелетавших космонавтов он был назначен сразу в летный (первый) экипаж без, обычного дублирования. 

1 / 5

Секретные фотографии с орбиты и нераскрывшийся вовремя парашют

Его первый космический полет на «Союзе-22» вместе с Валерием Быковским состоялся с 15 по 23 сентября 1976 года и стал первым полетом по международной программе «Интеркосмос» в которой участвовали 9 социалистических стран. У Аксенова и Быковского в этом первом полете была задача – провести эксперимент «Радуга» по испытанию многозональной фотокамеры MKF-6, созданной в ГДР по техническому заданию ученых Академии наук СССР. Разместили эту фотокамеру вместо стыковочного узла в бытовом отсеке.

Полет был очень ответственным так как при удачных испытаниях такую же фотокамеру предполагалось установить на создаваемой орбитальной станции «Салют-6», на которую должны были полететь все первые космонавты соцстран. Этот полет был особенным еще и потому, что вывели «Союз-22» впервые после полета корабля «Восход-2», на орбиту с наклонением 64,8 градуса. Такое наклонение позволило отснять около 78% территории СССР и всю территорию ГДР. Владимир Аксенов и Валерий Быковский отсняли около 10 миллионов кв. км территорий СССР и других стран, а также многоцветный горизонт Земли и даже поверхность Луны.

Техзадание на создание многозональной фотоаппаратуры было согласовано с системой госбезопасности СССР. Но когда были получены реально отснятые этой аппаратурой пленки, то основная масса материалов была признана секретной, так как полученные результаты значительно превосходили расчетные характеристики. Исключение составили только снимки Луны, горизонта, а также фотографии Земли, на которые не попали какие-либо военные или оборонные объекты.

В первом полете Аксенова, несмотря на то, что системы корабля отработали идеально, не обошлось без происшествий. Он рассказывал: «Во время перезарядки MKF-6 одна из катушек с отснятой пленкой никак не хотела выходить из кассеты. Перезарядку мы выполняли в полной темноте, чтобы сохранить все кадры, имеющиеся на пленке». Позже, при создании такой же камеры для «Салюта-6», специалисты ГДР усовершенствовали механизм и такая проблема больше не возникала.

Бортинженер Аксенов отслеживал расчетное время раскрытия парашютной системы по наручным часам, надетым поверх скафандра. Но в расчетное время парашют не раскрылся.

О том, что чувствовал Владимир Аксенов, рассказал он сам: «Если кто-то говорит, что в подобные минуты проходит перед ним вся жизнь, то у меня ничего этого не было... В основном было напряженное ожидание, которое, как потом выяснилось, длилось около трех минут. Никакой паники или потери самообладания не было, все чувства были внутри. И вдруг парашюты пошли…».

Позже выяснилось, что ни корабль, ни часы не при чем. Оказалось, что циклограмма в бортдокументации была написана для посадки «Союза-19» после стыковки с «Аполлоном». «Союз-22» был аналогичным резервным кораблем для того полета. На нем была такая же документация и ее переделать просто забыли. Но «Союз-22» летал совсем по другой орбите, отсюда и разница во времени. Эта нештатная ситуация была засекречена, а сценарий короткометражного фильма «От чего седеют космонавты?», написанный журналистом Владимиром Губаревым, был запрещен к съемке.

"Впервые в мире четыре мужика нарезались на такой высоте"

Второй полет Владимира Аксенова тоже был испытательным. Только испытывал он уже не фотоаппаратуру, а новый космический корабль «Союз Т-2». Этот корабль был создан на основе разрабатывавшегося с 1965 года корабля для работы с военной орбитальной исследовательской станцией «Союз-ВИ». Новый корабль имел внешнюю компоновку и размеры такие же, что и используемый с 1967 года корабль «Союз» 7К-Т, но имел принципиальные отличия:

  1. в экипаже вместо двух - три космонавта, в скафандрах «Сокол КВ»;

  2. новая система управления «Чайка» на базе вычислительного комплекса «Аргон-16»;

  3. телеметрическая система - цифровая;

  4. новая телевизионная система «Клест М»;

  5. установлены две панели солнечных батарей размахом 10, 6 м;

  6. новая комбинированная двигательная установка с маршевым двигателем, камера которого устанавливалась на карданном подвесе;

  7. топливные баки объединены в общий контур для всех двигателей;

  8. увеличена площадь запасного парашюта;

  9. ресурс полета в составе станции увеличен с 60 до 120 суток.

Вот такой новый «Союз» и довелось испытывать Владимиру Аксенову вместе с Юрием Малышевым с 5 по 9 июня 1980 года. В задачу первого пилотируемого полета входило испытание систем корабля в автономном полете, системы сближения и стыковки, а также взаимодействие с системами станции «Салют-6».

Вечером 6 июня начался процесс стыковки со станцией в полуавтоматическом режиме. При этом экипаж должен был выдавать разрешение на любое действие управляющего компьютера. Когда до «Салюта-6» оставалось около 250 метров бортовой компьютер отключил систему сближения «Игла». На мониторе появилось сообщение «отказ измерителя». Юрий и Владимир быстро, по памяти (в корабле свет был выключен, чтобы лучше видеть станцию), включили все приборы ручного контура управления. Малышев взялся за ручки управления, а Аксенов оценивал ситуацию и подсказывал дальнейшие действия. Первая попытка не удалась. У «Союза Т-2» оказалась слишком большая скорость (более 4,5 м\с). Малышеву удалось отвести корабль в сторону и остановить расхождение. Вторая попытка закончилась полным успехом.

По словам Владимира Аксенова: «Это была первая в мире стыковка космических объектов, выполненная полностью в ручном режиме, без какого-либо приборного обеспечения по измерению параметров сближения и стыковки».

После проверки герметичности Владимир и Юрий перешли на «Салют-6», где их встретили "долгожители" Валерий Рюмин и Леонид Попов. «Земля» разрешила «отдых» и космонавты ушли со связи.

«По старинной традиции общий отдых начинается с хорошего застолья. И для этого у нас, как говорится, с собой было, - писал в своей книге «Дорогами испытаний» Владимир Аксенов, - Малую канистру мы освободили довольно быстро, потом добрались до большой, но ее не закончили, оставили. Расслабленный и разомлевший Валера Рюмин вдруг говорит: «Нет, ребята, вы не понимаете значения этого события. Впервые в мире четыре мужика нарезались на такой высоте».

Возвращение на Землю нового корабля тоже не обошлось без проблем. Из-за сильного ветра спускаемый аппарат раскачивался на парашюте. Из-за этого сработавшие двигатели мягкой посадки вместо торможения придали аппарату боковой импульс. Он ударился о землю днищем, подскочил, пролетел метров 6, при этом повернувшись на 180 градусов и ударился о землю уже люком. Затем снова подскочил, пролетел еще 5 метров и снова удар днищем. И так 5 раз. Космонавты были привязаны в креслах ремнями и почти не пострадали от такого «кордебалета».

После первого удара корпус спускаемого аппарата промялся, пульт опустился. «Его металлический угол прошел мимо моих коленей и ударил по ногам ниже коленных чашечек,.. но кости оказались целыми, только гематомы были большие», - вспоминал Аксенов.

Больше в космос Владимир Викторович не летал.

1 / 5

Долгая жизнь после космоса

В 1981 году Владимир Аксенов защитил диссертацию кандидата технических наук в Институте космических исследований, а в 1988 году ушел из отряда космонавтов, возглавив Государственный научно-исследовательский центр по изучению природных ресурсов. С 1990 по 1992 год работал генеральным директором НПО «Планета», в которое вошел его институт, совмещая эту работу с должностью заместителя председателя совета директоров «Мосбизнесбанка». В 1996 году ушел на заслуженный отдых.

Автор был хорошо знаком с этим спокойным, интеллигентным, доброжелательным человеком, ездил с ним на его родину в Рязанскую область, сажал с ним яблони у дома, в котором родился Константин Циолковский. Светлый ум, отличная память делали его прекрасным собеседником несмотря на преклонный возраст.

В марте прошлого года 89-летний Владимир Викторович на одном из мероприятий в Музее космонавтики оступился на лестнице и сломал шейку бедра. Операция и восстановительный период прошли хорошо. Его готовили к выписке, но тромб… Сердце замечательного человека остановилось. Это случилось 9 апреля 2024 года. Похоронен герой космоса в Пантеоне защитников Отечества в Мытищах.