4 августа 1969 «Маринер-7» начал второй в истории близкий облет Марса
Космический архив

4 августа 1969 «Маринер-7» начал второй в истории близкий облет Марса

4 августа 2025 года, 05:00

56 лет назад автоматическая межпланетная станция NASA, название которой с английского переводится, как «моряк», подлетела всего на несколько тысяч километров к Красной планете. Этот полет проложил дорогу будущим исследованиям Марса и экспедициям в другие, еще более отдаленные области Солнечной системы.

Программа NASA «Маринер» началась в 1962 году не слишком удачно: первый же запущенный в ее рамках аппарат взорвался через пять минут после старта. Но со временем американские инженеры наверстали упущенное: «Маринеру-4» и «Маринеру-6» удалось пролететь недалеко от Марса (пусть первый из них и не смог соприкоснуться с марсианской атмосферой).

Закономерным развитием этой программы стал «Маринер-7», запущенный 27 марта 1969 года. Уже 4 августа он начал облет Красной планеты, расстояние до которой в кульминационный момент составило всего 3 430 километров.

Это позволило исследовательскому зонду отснять около 20% марсианской поверхности (что, в сравнении с 1% у «Маринера-4», — несомненный прогресс). Разрешение снимков составило около трех километров. Именно тогда выяснилось, что Марс не настолько похож на Луну, как казалось ранее. А формы его рельефа отчетливо разделились на три категории — участки, изрытые кратерами; области, покрытые сетью коротких ущелий и долин; равнинные зоны без выдающихся деталей. Были относительно подробно изучены и верхние слои марсианской атмосферы.

Более того, на одной из фотографий промелькнула тень Фобоса. Изучив ее, ученые пришли к выводу, что спутник Марса в два раза крупнее, чем полагал Койпер, имеет эллиптическое сечение и альбедо порядка 5-6%.

Конечно, не обошлось и без сбоев. Так, поломка системы охлаждения не дала «Маринеру-7» провести измерения в диапазоне 6-14 микрон. Задержаться подольше в окрестностях Марса аппарат тоже не имел никакой возможности — в конечном счете он оказался на гелиоцентрической орбите.

А исследования Красной планеты продолжают его наследники, такие как российско-европейский «ЭкзоМарс» или американский Mars Reconnaissance Orbiter.