Новый ультрафиолетовый телескоп NASA будет в 50-100 раз чувствительнее предыдущего
Проекты

14 февраля 2024 года, 13:22

Специалисты NASA в дополнение к двум известным космическим телескопам «Хаббл» и «Джеймс Уэбб» планируют к началу будущего десятилетия запустить в космос новую обсерваторию, на этот раз — для исследований космоса в ультрафиолетовом диапазоне. Новый телескоп будет в 50–100 раз чувствительнее предыдущего подобного инструмента, работавшего с 2003-го по 2013 год.

Проект носит название UVEX (UltraViolet EXplorer), и в качестве года его запуска фигурирует 2030-й, но не исключено, что новый телескоп начнет работу лишь к середине следующей декады. Главным исследователем проекта назначена доктор Фиона Харрисон из Калифорнийского технологического института в Пасадене. В проектировании телескопа также принимают участие сотрудники Калифорнийского университета в Беркли, корпорации Northrop Grumman и Лаборатории космической динамики НАСА.

Согласно их плану, UVEX не только сможет с высокой чувствительностью проводить съемку всего доступного неба, но и должен быстро указывать на новые источники ультрафиолетового излучения. Ученые надеются с его помощью раньше узнавать о таких космических событиях, как вспышки сверхновых, слияния звезд или выбросы квазаров.

«UVEX поможет нам лучше понять природу как ближайших, так и далеких галактик, а также следить за динамикой событий в нашей меняющейся Вселенной. Он даст нашему парку космических телескопов ключевые возможности в ближнем и дальнем ультрафиолетовом диапазоне, предоставляя огромное количество данных, которые откроют новую страницу в изучении тайн космоса», — пообещала замруководителя Управления научных миссий в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне Никола Фокс.

Предыдущий подобный телескоп под названием Galaxy Explorer (GALEX) проработал 10 лет — с 2003-го по 2013 год. Новый же инструмент рассчитан на два года научной работы, но, по словам разработчиков, будет в 50–100 раз чувствительнее GALEX. Предположительная стоимость подготовки этого проекта составит $300 млн, без учета расходов на запуск.

«Мы получим важный архив данных, которые будут иметь непреходящую ценность для научного сообщества. Этот новый телескоп внесет вклад в наше понимание Вселенной на различных длинах волн и решит одну из главных задач современной астрофизики: изучение мимолётных изменений в космосе», — добавил ее коллега по организации, директор отдела астрофизики Марк Клампин.

UVEX должен органически дополнить тот огромный массив данных, которые уже собрали космические телескопы «Эвклид», «Гея» и «Уэбб», а также космический телескоп «Нэнси Грейс Роман», который появится на орбите после 2027 года.

К слову, как подчеркивает само НАСА, проект UVEX является частью старейшей американской космической исследовательской программы — Explorers, первый аппарат в рамках которой — «Эксплорер-1» — был запущен еще в 1958 году, во время космической гонки с Советским Союзом. Произведенные им наблюдения позволили доказать существование вокруг Земли радиационных поясов. Хотя первым аппаратом, который указал на их возможное наличие, стал советский «Спутник-2».