Фантастический триллер, или как спасали «мертвую» станцию «Салют-7»
Космический архив

Фантастический триллер, или как спасали «мертвую» станцию «Салют-7»

6 июня 2025 года, 09:04

Четыре десятилетия прошло с тех пор, как два советских космонавта Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в экстремальных условиях темноты, минусовой температуры и избытка углекислого газа вернули к жизни вышедшую из-под контроля орбитальную станцию «Салют-7». Их невероятно опасный подвиг вошел в копилку мирового опыта ремонта пилотируемой космической техники непосредственно в полете.

Грандиозные надежды

Долговременная орбитальная станция «Салют-7» (ДОС-7) была выведена на околоземную орбиту 19 апреля 1982 года ракетой-носителем «Протон-К» с космодрома Байконур на смену исчерпавшей свой ресурс станции «Салют-6». Обе эти станции были аналогичны по конструкции и объемам. Но по результатам многолетнего полета «Салюта-6» в новую станцию «Салют-7» было внесено много усовершенствований.

  1. на переходный отсек установлен более мощный стыковочный узел, позволяющий принимать не только семитонные «Союзы» и «Прогрессы», но и двадцатитонные транспортные корабли снабжения (ТКС);

  2. установлены крышки на иллюминаторы для защиты стекол от микрометеорных частиц;

  3. изменена эргономика интерьера, повысившая комфорт космонавтов;

  4. появилась возможность наращивания площади солнечных батарей, увеличивая тем самым энергетику всей станции, необходимой для энергоемких экспериментов;

  5. для использования на «Салюте-7» доставлены модернизированные скафандры «Орлан ДМ», позволившие увеличить время работы в открытом космосе с 3,5 до 5,5 часов;

  6. усовершенствована душевая установка и система хранения и подачи питьевой воды;

  7. увеличено количество и качество научной аппаратуры.

И это далеко не все изменения на ДОС-7.

На «Салюте-7» планировалось выполнить пять долговременных экспедиций с постепенным увеличением продолжительности полета. Так, в частности, туда хотели отправить вторую женщину-космонавта, осуществить выход женщины в открытый космос, а также доставить на станцию женский экипаж. Предполагались полеты на «Салют-7» космонавтов капиталистических и развивающихся стран. В конце полета масса станции должна была удвоиться после пристыковки 20-тонного военно-прикладного Транспортного корабля снабжения (ТКС-М). Такими грандиозными были надежды на эту станцию.

Поначалу все шло по плану. 14 мая 1982 года на «Салют-7» прибыла первая долговременная экспедиция. Затем последовали вторая и третья. На ее борту работали астронавты Франции и Индии, а Светлана Савицкая первой из женщин вышла в открытый космос. После ухода 2 октября 1985 года третьей экспедиции «Салют-7» продолжил полет в автоматическом режиме под контролем Центра управления полетами (ЦУП). 15 мая 1985-го на него должна была отправиться четвертая основная экспедиция.

Но 11 февраля 1985 года, когда на станции не было экипажа, произошел инцидент, обрушивший все дальнейшие планы.

«Салют-7» замолчал

Космонавт Виктор Савиных рассказывал: «В очередном сеансе связи обнаружилась неисправность в одном из блоков командной радиолинии станции: [по неизвестной причине] произошло автоматическое переключение на второй передатчик. С Земли выдали команду на возобновление действия первого передатчика, после чего станция ушла со связи [на часть витка не проходящей над территорией СССР]. Но на следующем витке информации со станции уже не было вовсе…. Невозможно было получить телеметрические данные о состоянии бортовых систем».

В Центре управления не знали, что произошло со станцией. «Салют-7» замолчал. Рассматривались разные варианты от разгерметизации попавшем в станцию метеорита до пожара на борту.

Виктор Савиных в своей книге «Записки с мертвой станции» так описывал ситуацию: «Все это означало, что теперь нельзя было по сигналам станционных радиосредств контролировать состояние станции на орбите, анализировать характер ее движения вокруг центра масс, исключалась возможность использования аппаратуры и двигателей ориентации для обеспечения сближения и стыковки с транспортными кораблями, исчезла способность следить за работой и состоянием бортовых систем станции [терморегулирования, энергоснабжения, обеспечения газового состава атмосферы, запаса горючего в двигательной установке]. Что произошло? В каком состоянии станция? Оставалось только гадать: взрыв, разгерметизация из-за попадания метеорита или, может быть, пожар...».

По наблюдениям с Земли выяснили, что ко всему прочему станция медленно вращается по всем трем осям.

Попытаться спасти станцию можно было только отправив на нее опытный экипаж. Но проблема была в том, что стыковку с некооперируемым объектом советские космонавты никогда не проводили. Баллистики и управленцы оценивали вероятность удачи при самых благоприятных условиях не более 70-80%. Тем не менее было принято решение послать на станцию экипаж и попытаться ее реанимировать.

18 марта 1985 года из наиболее опытных космонавтов формированы два экипажа: Владимир Джанибеков —Виктор Савиных и Леонид Попов — Александр Александров. Была разработана новая схема сближения с новым программным обеспечением. Космонавты получили в помощь лазерный дальномер и прибор ночного видения. В корабль загрузили дополнительные патроны очистки воздуха от углекислого газа, недельный запас воды, а также другие ресурсы для возможности полета без использования ресурсов неработающей станции. На подготовку космонавтов к столь сложному полету дали всего два месяца, так как ее орбита быстро снижалась из-за возросшей солнечной активности.

6 июня 1985 года спасательная экспедиция началась. «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту стартовал с Байконура.

1 / 9
Экипаж "Союза Т-13" сдает экзамены в Центре подготовки космонавтов

Виктор Савиных поделился впечатлениями о старте: «Джанибеков коротко докладывал: "Пошли, пошли! Идет нормально, машина [ракета-носитель "Союз У" с кораблем "Союз Т-13"] идет устойчиво. Идет очень жестко. Небольшие колебания, поперечные... Есть отделение первой ступени, вторая работает мягче, небольшое покачивание... Есть отделение второй ступени... Двигатель работает устойчиво, мягко. На борту порядок! Работает третья ступень, очень устойчиво... Объект отделился от носителя, вышли на орбиту"».

«Есть мехзахват»: уникальная операция на орбите

Через двое суток корабль приблизился к станции. В 11 часов утра Джанибеков и Савиных увидели станцию. Из записи Джанибекова в бортовом журнале: «Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек... Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек...».

На расстоянии 3 км экипаж перешел на ручное управление. Джанибеков, сидя в центральном кресле и наблюдая станцию через визир, подвел корабль ближе, облетел станцию и, синхронизировав вращение корабля и станции, выполнил стыковку.

Переговоры экипажа с Землей:

Джанибеков: «Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся... Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться потому, что по солнышку у нас не все хорошо... Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске... Нормально идет управление, гашу скорость... ждем касания...».

В.П. Савиных: «Есть касание. Есть мехзахват».

Земля: «Молодцы, ребята. Все вас поздравляют...».

Впервые в мире пилотируемый корабль успешно состыковался с неработающим объектом на орбите.

Еще на подлете космонавты заметили, что все три солнечные батареи станции направлены в разные стороны. Значит, они не отслеживают Солнце и электричества на ней нет. После проверки герметичности соединения Владимир и Виктор надели противогазы на случай задымления от возможного пожара и приступили к открытию люка в станцию. Люки открылись без особых проблем, значит, станция герметична.

Савиных писал: «Медленно, ощупывая пустую, холодную темноту, в космическую станцию вплыли двое в противогазах... Так, наверное, мог бы начинаться фантастический и страшный триллер. Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на кинопленке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод… Стащили противогазы с лица, вроде запаха дыма нет. Оглядываемся в отсеке, освещая стенки станции фонариком… следов пожара нет. Открыл шторку иллюминатора, стало светлее… у меня было ощущение, что я оказался в старом заброшенном доме».

Очевидно, что в таких условиях проводить ремонтные работы было практически невозможно. Для этого прежде всего необходимо было восстановить электроснабжение станции.

Савиных писал: «Для восстановления батарей надо было подключить солнечные батареи к шинам системы энергопитания. Для этого необходимо подать напряжение, а напряжения нет. Замкнутый круг. Подать напряжение от корабля можно, но если в электрических цепях станции окажется неисправность, которая выведет из строя систему электропитания корабля, то его спуск и возвращение на Землю станут невозможными.

Поэтому нам предстоял долгий, кропотливый труд. Путем "прозвонок" мы определили и исключили из дальнейших работ неисправные буферные батареи. Их, к счастью, оказалось не так уж и много — две из восьми. Появилась надежда, что остальные батареи воспримут заряд, если их подключить напрямую к солнечным батареям. Мы подготовили к подключению все необходимые кабели. Пришлось голыми руками, в холоде скручивать электрические жилы этого кабеля и изолировать скрутки изолентой. Шестнадцать проводов необходимо было соединить. В толстенном стволе кабелей мы нашли нужный разъем, к которому подстыковали сделанный нами кабель. И вот 10 июня [на третий день пребывания на станции] первая батарея была поставлена на заряд!»

Станция начала оживать

Двое суток Владимир и Виктор работали, не считаясь со временем, в шапках и варежках, которые связали мама и жена Савиных. Отогревали замерзшие руки и ноги подогретыми консервными банками. Спать приходилось в корабле, где было немного теплее, в спальных мешках. На третий день буферные батареи стали заряжаться и станция постепенно начала оживать. Солнечные батареи стали отслеживать Солнце, заработала система терморегулирования. На Землю пошла телеметрия. Заработал и регенератор очистки атмосферы от углекислого газа.

13 июня космонавты заменили злополучный первый передатчик командной радиолинии. Но возникла проблема: из-за длительной минусовой температуры не работала система водоснабжения «Родник». По мнению специалистов на разогрев системы могло понадобится до месяца. А воды на корабле всего на восемь суток (семь из них с учетом двух суток автономного полета до станции уже прошло), и она должна была кончиться 14 июня.

Даже если использовать воду из неприкосновенного аварийного запаса корабля, ограничить норму ее потребления до минимума и отогреть две имеющиеся на станции небольшие переносные емкости с замерзшей водой, то ее должно было хватить до 21 июня. 16 июня наконец стал таить лед и заработала система водоснабжения «Родник». Можно было сказать: «Станция спасена!»

19 июня температура в станции поднялась до +15 градусов, и Владимир с Виктором перебрались из корабля в каюты. 21 июня стартовал «Прогресс-24» с необходимым для дальнейшего ремонта оборудованием, но главное — там была вода! Стыковка 23 июня прошла успешно.

Таким образом, Владимиру Джанибекову за считанные дни удалось реанимировать «умершую» станцию. Благодаря их высокому профессионализму и самоотверженности советская космонавтика смогла еще раз доказать всему миру, что невозможное возможно.

До прихода следующей экспедиции Джанибеков и Савиных завершили все ремонтные работы, приняли два грузовика («Прогресс-29» и «Космос-1669»), испытали новые скафандры нарастив одну их панелей солнечных батарей дополнительными элементами.

19 сентября стартовавший двумя днями раньше космический корабль «Союз Т-14» состыковался с космической станцией «Салют-7». К Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных присоединились Владимир Васютин, Георгий Гречко и Александр Волков вторая половина 4-й основной экспедиции. Гречко вернулся на Землю вместе с Джанибековым в космическом корабле «Союз Т-13» 26 сентября 1985 года. Савиных продолжил полет с Васютиным и Волковым и вернулся с ними досрочно на Землю 21 ноября 1985 года. Программу четвертой и пятой основных экспедиций выполнили позже, прилетевшие уже с ОК «Мир» Леонид Кизим и Владимир Соловьев, но это уже другая история.

Что было потом

За спасение станции Дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков был удостоен пятого Ордена Ленина, звания генерал-майор и вскоре назначен на генеральскую должность начальника управления ЦПК. Герой Советского Союза Виктор Савиных получил заслуженную вторую Звезду Героя и второй орден Ленина и переведен на должность «Инструктор-космонавт-испытатель 1 класса» отряда космонавтов ЕПО «Энергия».

В отечественной истории покорения космоса немало подвигов. Полет Джанибекова и Савиных — один из них.

За девять лет эксплуатации на станции «Салют-7» работали шесть основных экипажей и пять экспедиций посещения. В состав экспедиций посещения входили первые космонавты Франции и Индии. Всего на станции работали: 21 космонавт, три космонавта по два раза и один — трижды.

К станции летали 11 пилотируемых кораблей «Союз Т», 13 грузовых кораблей «Прогресс» и два грузовых корабля серии «Космос». Из станции «Салют-7» было осуществлено 13 выходов в открытый космос общей продолжительностью 48 часов 33 мин. ДОС-7 «Салют-7» вместе с кораблем ТКС-М была затоплена 7 февраля 1991 года. Это была последняя станция серии «Салют».

Дважды Герои Советского Союза летчики-космонавты Владимир Александрович Джанибеков и Виктор Петрович Савиных сегодня особое внимание уделяют воспитанию подрастающего поколения.

Об этом говорил Владимир Джанибеков в одном из своих интервью: «По моим расчетам, только детей, интересующихся космонавтикой и космосом, в России сотни тысяч. Молодежь очень активно интересуется космической тематикой, технологиями, космической философией. Многие мечтают о космосе с детства. Я вам прямо скажу — наши дети хотят лететь на Марс… Этому процессу нельзя мешать. Ему нужно только помогать. Мы должны воспитывать свое будущее».

Добавим — воспитывать на примерах таких подвигов, как тот, который совершили вы, Владимир Александрович и Виктор Петрович! Но этот «триллер» — не плод писательской фантазии. Это — реальная страница истории покорения космического пространства. Это — одна из наиболее значимых технических побед нашей отрасли.