Стала ярче в 100 раз: астрономы зафиксировали мощную вспышку молодой звезды
Большой взрыв

Стала ярче в 100 раз: астрономы зафиксировали мощную вспышку молодой звезды

9 февраля 2024 года, 10:28

Астрономы зафиксировали одну из самых мощных вспышек подобной Солнцу молодой звезды примерно в 400 световых годах от Земли. Астрономический объект стал ярче более чем в 100 раз всего за несколько часов. Уникальное событие дает новое представление о том, как ведут себя молодые солнцеподобные звезды на ранних этапах своей жизни, и как они влияют на образование и развитие планет в своих системах.

Исследователи из Смитсоновской астрофизической обсерватории (SAO) под руководством Джошуа Беннетта Ловелла сделали открытие, изучив данные наблюдений субмиллиметрового антенного массива SMA молодой звезды HD 283572. Она на 40% массивнее Солнца и расположена примерно в 400 световых годах от Земли. Звезда более чем в тысячу раз моложе нашего светила – ей менее 3 млн лет. В этом возрасте, как правило, вокруг звезд начинают формироваться планеты.

Ученые использовали антенны SMA для поиска пыли, которая образуется при формировании молодых планет, но обнаружили совсем другое. «Мы были удивлены, увидев необычайно яркую вспышку от обычной молодой звезды. Вспышки на миллиметровых волнах редки, и мы не ожидали увидеть ничего, кроме слабого свечения пыли, образующей планеты», - сказал Ловелл.

Яркость звезды во время вспышки может увеличиться в десятки и сотни раз при наблюдениях в различных длинах волн света. По мере вращения звезд, их магнитные поля могут образовывать области повышенной энергии, которая накапливается и в какой-то момент должна высвободиться в виде взрыва.

Исследователи измерили энергию во время вспышки HD 283572 и обнаружила, что за 9-часовой период наблюдений, звезда выделила примерно в миллион раз больше энергии, чем любые другие миллиметровые вспышки, наблюдаемые на ближайших соседях Солнца. Таким образом, вспышка HD 283572 стала одной из самых мощных из всех, которые когда-либо наблюдались.

«HD 283572 казалась бездействующей в течение нескольких месяцев, прежде чем мы зафиксировали ее извержение. Каждый раз, когда мы направляли SMA обратно на звезду после этой вспышки, мы ничего не видели. Это подтверждает, что такие вспышки редки на миллиметровых длинах волн, но они могут быть чрезвычайно мощными для звезд такого молодого возраста», - поясняют авторы исследования.

Однако, поскольку вспышка была одна, остается неясным, в чем была ее причина. Ученые предположили, что «извержение» могло быть вызвано взаимодействием с невидимыми в телескопы звездами-компаньонами или планетами, либо периодической активностью звездных пятен.

Молодой возраст звезды и ее сходство с Солнцем дают важные сведения о типичных условиях, с которыми может столкнуться любая молодая развивающаяся планета, такая как Земля. Например, мощные вспышки могут ограничить рост атмосфер планеты или серьезно повредить уже сформировавшуюся атмосферу. Исследователи продолжат наблюдения, чтобы понять, как часто на HD 283572 происходят вспышки и препятствуют ли они развитию планетарных атмосфер вокруг звезды.