«Королёвские чтения»: космоплан для РОС и лунная орбитальная станция
Проекты

«Королёвские чтения»: космоплан для РОС и лунная орбитальная станция

24 января 2024 года, 10:52

В РФ разработали проект многоразового космоплана для доставки космонавтов на строящуюся Российскую орбитальную станцию (РОС). Среди основных преимуществ нового летательного аппарата указываются более широкий выбор возможных районов посадки и уменьшение затрат на поисково-спасательные операции. Кроме того, его применение поможет развивать отрасль космического туризма, заявил генеральный конструктор РФ по пилотируемым космическим системам и комплексам, генконструктор РКК «Энергия», академик РАН Владимир Соловьев.

Проект космоплана был представлен Владимиром Соловьевым на пленарном заседании XLVIII Академических чтений по космонавтике памяти С. П. Королева («Королевские чтения»). По его словам, разработка подобного корабля необходима «для получения новых качеств системы транспортно-технического обеспечения РОС». «Космоплан представляет собой летательный аппарат с композитным планером типа "несущий корпус" с отклоняемым стреловидным V-образным крылом», — добавил академик РАН.

Кроме того, в презентации Соловьева отмечалось, что будущий космоплан предназначен для многоразового использования, а его применение позволит понизить перегрузки, испытываемые космонавтами и участниками космического полета. Пилотируемая версия аппарата будет вмещать в себя экипаж из четырех человек и сможет доставлять на станцию до 0,3 тонны полезного груза. Что же касается грузового варианта космоплана, то он сможет транспортировать 1,8 тонны. Дальность продольного маневра составит 5000-6500 км, а бокового — 1500 км.

Выведение космоплана на орбиту будет осуществляться с помощью ракеты среднего класса «Ангара», которая входит в одноименное семейство новых российских носителей модульного типа различной грузоподъемности. Так, в частности, семейство включает ракеты-носители от легкого до тяжелого класса, позволяющие выводить до 37,5 тонны полезного груза (речь идет о модификации «Ангара-А5В») на низкую околоземную орбиту.

Дебютный пуск ракеты этой серии возможен уже в первой декаде апреля 2024 года, сообщил на «Королевских чтениях» гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов. «Мы готовы, наверное, в первой декаде апреля осуществить пуск "Ангары". Ракета уже находится на Восточном с разгонным блоком», — подчеркнул он, добавив, что запуск «Ангары» перевернет новую страницу в развитии современного российского космодрома.

Первой на низкую околоземную орбиту будет выведена ракета тяжелого класса «Ангара-А5», летный экземпляр которой отправили на Восточный в конце декабря 2023 года для проведения летно-конструкторских испытаний. В минувшую среду, 17 января, специалисты Роскосмоса начали проверку работоспособности технологических систем и комплекса, а с 18-го числа стартовали автономные проверки составных частей носителя. Как ожидается, «Ангара-А5» будет запускаться с пятью универсальными ракетными модулями, которые оснащены двигателями РД-191 (четыре модуля на первой ступени и один на второй).

Что же касается РОС, то для запуска на орбиту ее модулей будут использовать «Ангару-А5М», технический проект по которой уже разработан и принят заказчиком. До 2033 года планируется осуществить 15 пусков этого носителя, уточнил на «Королевских чтениях» Владимир Соловьев. В свою очередь заместитель генерального директора главный конструктор АО «НПО Энергомаш» Петр Левочкин добавил, что предприятие разработает модернизированную версию двигателей для «Ангары». «Десятипроцентное форсирование двигателя РД-191 приведет к значительному повышению полезной нагрузки ракеты-носителя "Ангара". В 2023 году были завершены автономные испытания, изготовлен первый доводочный двигатель, и <…> 17 января прошло первое испытание первого доводочного двигателя, сегодня вечером [23 декабря] у нас второе», — подчеркнул он.

Кроме того, с помощью «Ангары-А5М» планируется проводить запуски пилотируемого космического корабля нового поколения «Орел» — он будет использоваться для доставки экипажей на строящуюся станцию. Из диаграммы, показанной Соловьевым, следует, что в период с 2028 года по 2033 год к станции отправятся 10 таких кораблей. В настоящее время в РКК «Энергия» ведут активные работы над созданием его грузопассажирского варианта, способного выводить на орбиту 2-3 тонны грузов и экипажи из четырех космонавтов. Таким образом, масса «грузовика» составит 19,5 тонны. Для сравнения, пилотируемый «Орел», рассчитанный на 750 кг полезной нагрузки, будет весить всего 13 тонн.

Ранее Юрий Борисов заявил, что в 2027 году будет выведен на орбиту первый модуль Российской орбитальной станции, к 2030-му — планируется сформировать базовый состав РОС, а к 2032-му — ее полную конфигурацию. Она разместится на полярной высокоширотной орбите с наклонением 96,8 градуса, что обеспечит 100-процетный обзор российской территории. Более того, по словам специалиста отдела баллистики РКК «Энергия» Екатерины Беляевой, в будущем РОС можно задействовать в качестве перевалочного пункта для полетов на Луну.

«Предполагается, что "Орел" пристыкуется к РОС, и космонавты будут там ждать пуска разгонного блока», — пояснила она, добавив, что можно будет оправлять космонавтов к Луне, минуя орбитальные станции по принципу американских миссий «Аполлон». В таком случае им придется порядка месяца ждать на орбите выведения разгонного блока, который доставит их к спутнику Земли.

Также Беляева допустила создание в будущем Лунной орбитальной станции (ЛОС), которая выступит опорным пунктом на орбите Луны подобно перспективной американской станции Lunar Gateway. Между РОС и ЛОС будет курсировать многоразовый пилотируемый корабль «Рывок», который сможет вмещать до четырех человек. Специалист по баллистическому обеспечению полетов РКК «Энергия» Никита Чудинов отметил, что плоскость орбиты РОС позволит отправлять аппараты к Луне каждые 15 суток.