Космические компании нашли способ повысить спрос на данные спутников ДЗЗ
Технологии

Космические компании нашли способ повысить спрос на данные спутников ДЗЗ

23 января 2024 года, 09:10

Спутники наблюдения за Землей ежегодно накапливают огромные объемы данных, в том числе о климате, которые используются слабо и коммерчески неэффективно. Поэтому частным компаниям стоит поискать заинтересованных климатической повесткой игроков, которым можно будет выгодно продать соответствующую информацию, а для ее обработки (чтобы она выглядела привлекательнее) использовать ИИ. К такому выводу пришла консалтинговая фирма Deloitte в коллаборации с Международным экономическим форумом.

Участники МЭФ в Давосе в этом году, как и много лет до этого, были «обеспокоены» темой изменений климата. Но на этот раз они предложили способ на этом заработать — по крайней мере, частным космическим фирмам-производителям спутников, которым, несмотря на некоторое оживление в отрасли, стало все труднее привлекать новых пользователей и заказчиков.

Консалтинговая фирма обратила внимание, что на орбите находится около 1200 спутников наблюдения, построенных частными подрядчиками. В основном они финансируются Пентагоном и довольно сильно от него зависят. Но что если они смогли бы продавать часть данных третьим лицам?

Такой частью могут стать наблюдения за климатом, которые не слишком интересуют военных, чего не скажешь о компаниях, озабоченных спасением «планеты и своего бизнеса». Например, они могли бы заплатить за результаты мониторинга выбросов углекислого газа или лесных пожаров.

«Приложения традиционного типа для разведывательного сообщества по-прежнему будут расти и всегда будут пользоваться спросом», — заверил соруководитель Deloitte Бретт Луберт, отметив, что одновременно с этим растет спрос на данные, связанные с климатом и его устойчивостью, точным сельским хозяйством и требованиями к отчетности по «экологическому законодательству».

Осталось систематизировать данные наблюдений за климатом, сделать их более привлекательными и полезными для конкретных покупателей. Именно с этой задачей и должен справиться искусственный интеллект, так как «биологическим» аналитикам такое иногда будет не под силу — из-за больших объемов довольно специфической информации.

По мнению Луберта, последние достижения в области моделей искусственного интеллекта и вычислений «могут создать новый класс приложений». По его словам, точно так же как ChatGPT открыл миру мощь больших языковых моделей, разработка более интуитивно понятных пользовательских интерфейсов поможет передать информацию в руки бизнес-пользователей, а не только специалистов по обработке данных.

Единственной проблемой, по мнению партнеров МЭФ, будет организация и поддержание диалога между поставщиками данных, пользователями и финансистами, поскольку в обычной жизни эти группы «обычно не пересекаются». Луберт же уверен, что «сейчас самое время обсудить эти вопросы».

Таким образом, экологическая инициатива снова сможет превратиться в прибыльный бизнес, как это уже не раз случалось с 80-х годов прошлого века. Разумеется, если такие эксклюзивные заказчики, как Министерство обороны США, будут готовы поделиться частью важных спутниковых данных.