Игорь Пшеничников: создание «кузнечика» для ракеты «Амур-СПГ» начнется в 2025 году
Вскоре после Андрея Федяева на научпоп-фестивале «ВНауке» выступил его коллега по отрасли — замдиректора департамента перспективных программ и проекта «Сфера» госкорпорации Роскосмос Игорь Пшеничников. Он сам не летал в космос, зато много знает о том, как, на чем и с какими целями такие полеты будут проходить в будущем. Также Пшеничников рассказал, каковы приоритеты развития космической отрасли в России, что проект «Сфера» даст всем гражданам России и зачем нам нужен «Амур-СПГ».
С «Амура-СПГ» и началась беседа на сцене научно-просветительского форума. Эта ракета придет на замену заслуженному ветерану — «Союзу-2» — и введет Россию в тесный клуб космических держав, осуществляющих запуски многоразовых носителей. Причем это не слепое следование тренду, который задает компания SpaceX — «Амур-СПГ» создается для решения ряда задач, свойственных прежде всего российским реалиям.
Дело в том, что количество спутников, выводимых на орбиту нашей страной, в ближайшие годы должно будет вырасти скачкообразно. Один лишь проект «Сфера» будет включать свыше 400 космических аппаратов, в том числе пять группировок связи (284 спутника), и шесть группировок ДЗЗ (145 аппаратов).
Реализовать это при помощи одноразовых ракет можно, но только ценой огромного расхода времени и ресурсов. Поэтому работа над «Амуром-СПГ» кипит: уже в следующем году начнется строительство «кузнечика» (или «хоппера») — экспериментальной ступени, предназначенной для отработки всех ключевых технологий. Прежде всего старта, заправки, повторного включения двигателей и посадки. Сперва она «подпрыгнет» на несколько сотен метров, после чего настанет очередь уже первого почти полноценного — десятикилометрового полета.
Как следует из названия, новая ракета будет летать на сжиженном природном газе — метане, который представляет собой «следующий шаг по сравнению с керосином (но не такой сложный и затратный, как водород). Его главными плюсами являются высокая охлаждающая способность и минимальное сажеобразование — вместе они позволят легко готовить первые ступени к повторному использованию. Тем самым сделав «Амур-СПГ» одним из самых современных и коммерчески эффективных носителей в мире.
Использование новых технологий производства — аддитивных, композитных, 3D-печати и т. п. не только является вызовом, но и позволит консолидировать вокруг создания новой ракеты всю российскую научную отрасль. «Особо большое поле для совместной работы – по материаловедению», — подчеркнул Пшеничников.
Что же касается «Сферы», то круг задач, которые она позволит решить, с трудом поддается охвату: от круглосуточного слежения за транспортом, мониторинга Севморпути (грузоперевозки по которому за последнюю декаду выросли в десять раз) и контроля сельского хозяйства — до телемедицины, дистанционного обучения и моментальных снимков любой точки земной поверхности. Причем воспользоваться этими функциями, по заверению Пшеничникова, сможет каждый: «Что там выросло на моем любимом дальневосточном гектаре? Бабушка морковку посеяла, или что-то другое?»
Прямо сейчас заканчивается разработка собственной блокчейн-платформы «Сферы», которая «позволит уйти от зарегулированности и обеспечить пользователям доступ к космическим услугам в несколько кликов». Так или иначе, в разработках участвует широчайший круг специалистов: врачи, биологи, психологи, инженеры, дизайнеры, журналисты. «Мы должны возродить рабочие профессии. Космо-токари, например. Сварить топливный бак — это очень большой труд», — отметил замруководителя проекта.
Тем самым Россия должна будет совершить качественный рывок и сохранить за собой передовые позиции в освоении космоса. Причем это касается и частной инициативы: космических стартапов в России, вопреки стереотипам, достаточно много, проблема лишь в гораздо меньшем (в сравнении с США) объеме доступных инвестиций. Поэтому Роскосмос, как может, поддерживает «частников». Ведь в конечном итоге сверхзадача у всех, кто занимается космическими проектами, одна: сохранить человечество, как вид и помочь ему вырваться за пределы Солнечной системы.