Blue Origin и SpaceX приступили к созданию «грузовиков» для посадки на Луну
Проекты

Blue Origin и SpaceX приступили к созданию «грузовиков» для посадки на Луну

22 января 2024 года, 09:30

Компании SpaceX и Blue Origin, которые ранее получили контракты от NASA на создание пилотируемых посадочных модулей для доставки на Луну экипажей, также начали работу над грузовыми версиями своих космических аппаратов. Последние, согласно предварительным требованиям, должны будут доставлять на лунную поверхность грузы весом от 12 до 15 тонн. Их планируется задействовать в рамках экспедиции Artemis VII, старт которой запланирован на начало 2030-х годов.

Представитель NASA Кэтрин Хэмблтон пояснила, что работа над грузовыми версиями посадочных кораблей ведется в рамках опционов к контрактам, которые предполагают строительство лунной посадочной системы Human Landing System (HLS) и были заключены со SpaceX и Blue Origin в ноябре 2022-го и мае 2023 года соответственно. Сумма соглашений составляет $1,15 млрд для компании Илона Маска и $3,4 млрд для фирмы Джеффа Безоса.

«НАСА ожидает, что эти большие грузовые спускаемые аппараты будут в высокой степени схожи с пилотируемыми посадочными модулями, которые уже работают, с настройками интерфейсов полезной нагрузки и механизмов развертывания. Предварительные требования к конструкции включают доставку от 12 до 15 тонн на поверхность Луны», — говорится в заявлении агентства.

В NASA добавили, что полезная нагрузка для этих спускаемых аппаратов пока не определена. Ведь самое ранее, когда подобный «грузовик» действительно может отправиться на Луну, — это экспедиция Artemis VII, намеченная на начало 2030-х годов. Впрочем, пока ни одна из компаний публично не обсуждала работу над грузовыми версиями своих посадочных модулей HLS. Владелец SpaceX Илон Маск лишь упомянул о способности корабля Starship доставлять большую полезную нагрузку на Луну.

«Мы хотим намного превзойти те ожидания, которые на нас возложило NASA. Мы хотим выйти далеко за рамки требований агентства и действительно иметь возможность доставлять на Луну достаточное количество полезной нагрузки с необходимой частотой, чтобы иметь постоянно функционирующую лунную базу», — заявил он на выступлении 12 января.

В 2019 году NASA объявило конкурс среди коммерческих компаний на проектирование, разработку и поставку двух спускаемых аппаратов. Один из них должен осуществить посадку на естественный спутник Земли без экипажа, а второй — с экипажем, что, как ожидается, станет первой за полвека попыткой США высадиться на лунную поверхность. В 2021 году победителем этого конкурса стала SpaceX с проектом Starship HLS. Однако в дополнение к первоначальному контракту агентство провело еще два раунда отбора, в рамках которого в мае 2023 года в качестве второго поставщика услуг лунного посадочного модуля была выбрана Blue Origin.

В конце октября компания Джеффа Безоса представила грузовой посадочный модуль Blue Moon Mark 1 (MK1), который позволит доставлять до трех тонн полезной нагрузки «в любую точку поверхности Луны» с точностью посадки до 100 метров. С дизайном аппарата ознакомился директор NASA Билл Нельсон, оставшийся под большим впечатлением. В Blue Origin заверили, что MK1 будет готов к полету на Луну уже через три года. После этого инженеры и конструкторы фирмы приступят к строительству пилотируемого посадочного модуля Mark 2, который будет доставлять на поверхность Луны экипажи.

По контракту с NASA, Blue Origin будет отвечать за транспортировку астронавтов с проектируемой космической станции Lunar Gateway, которая расположится на окололунной орбите, на поверхность спутника Земли и обратно. Эти маневры планируется реализовывать в рамках пятого этапа программы «Артемида» Artemis V, старт которого намечен на 2029 год, но, скорее всего, будет перенесен на 2030-е годы.

Архитектура системы Human Landing System от Джеффа Безоса схожа с архитектурой Starship HLS от Илона Маска, поскольку также требует дозаправки в космосе. Но если Blue Moon использует жидкий водород в качестве топлива, то космический корабль SpaceX сжигает жидкий метан. При этом для каждого полета пилотируемого посадочного модуля Blue Origin придется осуществлять по три запуска тяжелой ракеты New Glenn: один для отправки посадочного модуля на орбиту, а остальные два — для доставки деталей для буксира-заправщика компании Lockheed Martin.

Впрочем, новый носитель пока еще не совершил ни одного полета. 15 декабря вице-президент Blue Origin по госконтрактам Ларс Хоффман сообщил, что дебютный пуск ракеты состоится в августе 2024-го. В ходе него компания попробует посадить первую (многоразовую) ступень New Glenn. Ожидается, что ракета выведет на траекторию полета к Марсу два одинаковых малых зонда компании Rocket Lab.