Blue Origin попробует посадить многоразовую ступень New Glenn уже при первом пуске
На проходившей на этой неделе в Орландо (Флорида) конференции под эгидой Космических сил США вице-президент Blue Origin по госконтрактам Ларс Хоффман представил подробный отчет о работе компании Джеффа Безоса над тяжелой ракетой-носителем New Glenn. В частности Хоффман сообщил, что компания попытается посадить первую (многоразовую) ступень ракеты уже во время ее дебютного пуска, запланированного на август будущего года.
Ларс Хоффман показал видео, снятое на заводе Blue Origin недалеко от Космического центра Кеннеди во Флориде, и сообщил, что темпы производства «нарастают каждый день». В кадр, в частности, попала первая ступень ракеты New Glenn. Вице-президент Blue Origin указал, что большая часть из того, что показано на видео, представляет собой летное оборудование.
Несмотря на тягу фирмы Джеффа Безоса к секретности, журналистам время от времени все же удается выведать какие-то детали. К примеру, не так давно они запечатлели головной обтекатель New Glenn во время его перевозки по автодороге поблизости от мыса Канаверал. По словам Хоффмана, он имеет диаметр 7 м и высоту 21,9 м, то есть примерно в три раза превышает полезный объем обтекателей ракет Falcon 9 (диаметр 5,2 м, высота 13,1 м) и Falcon Heavy (диаметр 4,5 м, высота 19,1 м) от SpaceX.
Сейчас обтекатель New Glenn находится в ангаре Blue Origin рядом со стартовой площадкой на мысе Канаверал, которая представляет собой перестроенный комплекс LC-36, откуда раньше запускались ракеты Atlas. Как подчеркнул Хоффман, площадка, которая с 2015 года переделывается под нужды Blue Origin, уже готова к работе — ее планируют использовать по назначению, начиная с 2024 года.
В течение следующих нескольких месяцев Blue Origin предполагает форсировать стендовые испытания двигателей ракеты в Алабаме, включая прожиги кислородно-метанового двигателя BE-4 (на первой ступени New Glenn установлено семь таких двигателей) и кислородно-водородного BE-3U (двумя такими двигателями оснащена вторая ступень). К моменту первого пуска New Glenn эти двигатели будут проверены в полете: BE-4 стоят на первой ступени носителя Vulcan компании United Launch Alliance, а BE-3U — это усовершенствованный вариант двигателя BE-3, используемого в суборбитальном корабле New Shepard от Blue Origin.
Кроме того, как утверждает Хоффман, специалисты компании готовятся установить носитель в вертикальное положение на пусковой стол для «мокрого прогона», называемого также «комплексными испытаниями». Тесты подразумевают загрузку в баки ракеты компонентов криогенного топлива, а затем их слив. В ходе таких испытаний проверяется взаимодействие систем ракет-носителей с наземным оборудованием.
При этом два представителя Blue Origin сообщили, что компания пока не планирует проводить полномасштабные огневые испытания всех семи двигателей BE-4 до первого запуска New Glenn. Хотя, как отмечают эксперты, эти огневые испытания являются стандартной частью подготовки к дебютному полету новой ракеты. К примеру, в нынешнем году аналогичным тестам подверглась ракета Vulcan от United Launch Alliance, европейский носитель Ariane 6 и тяжелая ракетная система Starship/Super Heavy перед вторым испытательным полетом.
С другой стороны, первый пуск New Glenn будет носить преимущественно экспериментальный характер. Ожидается, что в рамках межпланетной миссии NASA ESCAPADE ракета выведет на траекторию полета к Марсу два одинаковых малых зонда компании Rocket Lab. В конце ноября в агентстве сообщили, что запуск назначен на август 2024 года, но, по словам представителя NASA Лауры Агиар, график может быть пересмотрен. Дело в том, что в управлении изучают возможность использования New Glenn для отправки космических аппаратов непосредственно на Марс по гомановской траектории, без долгого многовиткового разгона на околоземной орбите — это позволяет провести запуск несколько позднее.
Так или иначе, компания пока придерживается прежних планов — осуществить первый полет New Glenn в августе 2024 года. По словам Хоффмана, в ходе первого пуска фирма попробует посадить первую ступень New Glenn на морскую платформу в Атлантическом океане. Недавно Blue Origin доставила в порт мыса Канаверал оборудование, которое позволяет перевести севшую на платформу ступень из вертикального в горизонтальное положение после возвращения на берег. В дальнейшем Blue Origin хочет повторно использовать всю ракету. «Мы находимся на пути к полному повторному использованию в долгосрочной перспективе», — резюмировал Хоффман.
New Glenn — двухступенчатая ракета-носитель тяжелого класса высотой 98 метров и диаметром семь метров. Она способна вывести на низкую околоземную орбиту груз массой до 45 тонн, а на геопереходную орбиту — до 13 тонн. Ее первая ступень является многоразовой и может осуществлять вертикальную посадку по технологиям, продемонстрированным New Shepard. Подробнее о предстоящем первом полете New Glenn и сроках ее реальной готовности читайте в нашей статье.