От гибели Комарова до теракта у Кремля: первой орбитальной станции 55 лет
Космический архив

От гибели Комарова до теракта у Кремля: первой орбитальной станции 55 лет

16 января 2024 года, 10:28

Ровно 55 лет назад ТАСС сообщило: «16 января 1969 года в 11 часов 20 минут московского времени успешно осуществлена ручная стыковка космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»…Таким образом на орбите… была собрана и начала функционировать первая в мире экспериментальная космическая станция с четырьмя отсеками для экипажа, обеспечивающими выполнение большого комплекса экспериментов и исследований». Через что пришлось пройти участникам эксперимента по созданию первой орбитальной станции - в нашем материале.

Путь к стыковке: серия аварий и первая космическая трагедия

В 1962 году в ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Королёва началась разработка проекта пилотируемого облет Луны на перспективном корабле программы «Союз». Работы по проекту были прекращены в 1966 году из-за передачи задачи облета Луны ОКБ-52 Владимира Челомея. Тогда Королёв принял решение использовать новый корабль 7К программы «Союз» для отработки системы стыковки на околоземной орбите. Орбитальная модификация корабля получила индекс 7К-ОК. После кончины Сергея Королёва в январе 1966 года работы продолжились под руководством его заместителя Василия Мишина. Осенью 1966 года были готовы к полету первые корабли серии 7К-ОК. Предполагалось в конце того же года запустить без экипажей 7К-ОКа № 2 с активным стыковочным узлом и 7К-ОКп № 1 - с пассивным, затем их состыковать в автоматическом режиме. Два следующих корабля должны были лететь в начале 1967 года уже с экипажами. После стыковки два космонавта должны были перейти из одного корабля в другой через открытый космос. К этому полету еще в 1965 году начала подготовку группа космонавтов.

28 ноября 1966 года стартовал 7К-ОКа № 2, названный из-за режима секретности «Космосом-133». Из-за технической неисправности он потерял топливо, стыковка стала невозможной и пуск корабля 7К-ОКп №1 сначала отменили, потом решили его испытать в автономном полете. Но 14 декабря из-за аварии ракеты-носителя на стартовом комплексе 31-й площадки произошел пожар и корабль на орбиту выведен не был. Следующий корабль «Космос-140» (7К-ОКп №3) стартовал 7 февраля 1967 года. Испытания выявили ряд замечаний, а спускаемый аппарат утонул, расплавив лед Аральского моря.

Результаты трех полетов были проанализированы, замечания устранены и принято решение выполнить задуманное: стыковку двух пилотируемых кораблей. Для полета по этой программа в ноябре 1966 года были сформированы экипажи. Основной экипаж: Владимир Комаров (командир активного корабля), Валерий Быковский (командир пассивного корабля), переходить с корабля на корабль должны были бортинженер Алексей Елисеев и инженер-исследователь Евгений Хрунов. Их дублеры: командиры - Юрий Гагарин и Андриян Николаев, "переходящие" космонавты: Валерий Кубасов и Виктор Горбатко.

23 апреля 1967 года состоялся запуск первого пилотируемого корабля новой серии - "Союз-1" (7К-ОКа №4), на борту которого находился один космонавт - Владимир Комаров. Этот полет закончился трагедией. Из-за обнаружения ряда неисправностей стыковка стала невозможной. Старт «Союза-2» с Быковским, Елисеевым и Хруновым отменили, а Комарову дали команду возвращаться. При посадке отказала парашютная система. Спускаемый аппарат "Союза-1" на скорости примерно 50 м/с врезался в Землю. Владимир Комаров погиб, став первой жертвой в истории освоения космоса.

После выяснения причин катастрофы и доработок корабли «Космос-186» (7К-ОКа №6) и «Космос-188» (7К-ОКп №5) были выведены на орбиту без экипажей и 30 ноября 1967 года состыковались. Это была первая в мире стыковка космических аппаратов в автоматическом режиме. Правда стягивание кораблей не произошло. При посадке спускаемый аппарат «Космоса-186» спустился не по расчетной, а по более крутой, баллистической траектории, а «Космоса-188» наоборот, по более пологой, и потому был подорван автоматической системой.

Госкомиссия решила повторить стыковку кораблей в беспилотном варианте. 15 апреля 1968 года «Космос-212» (7К-ОКа №8) и «Космос-213» (7К-ОКп №7) успешно состыковались. Их полет и посадка прошли без замечаний, за исключением того, что уже на земле стеньги парашютов не отстрелились и спускаемые аппараты протащило по степи несколько километров.

В мае 1968 года Госкомиссия приняла решение: сделать еще один беспилотный полет, затем стыковку пилотируемого и беспилотного (1+0) кораблей и только после этого стыковку с экипажами (1+3) с переходом двух космонавтов из корабля в корабль, как первоначально и планировалось.

Беспилотный полет выполнил «Космос-238» (7К-ОКп №9) в августе-сентябре 1968 года. Полет 1+0 выполнили беспилотный «Союз-2» (7К-ОКп №11) и пилотируемый "Союз-3" (7К-ОКа №10) с Георгием Береговым на борту. Стыковка кораблей не удалась из-за ошибок Георгия Береговым при ручном управлении. Тем не менее, техника отработала отлично, и Госкомиссия приняла решение произвести долгожданную стыковку по принципу 1+3.

Космический телефон, вход-выход на станцию через открытый космос и сбежавшая кинокамера

14 января 1969 года в 10 часов 30 минут московского времени со стартового комплекса 31-й площадки космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз», которая вывела на расчетную околоземную орбиту космический корабль «Союз-4», пилотируемый Владимиром Шаталовым.

Первоначально запуск «Союза-4» с советским космонавтом № 13 Шаталовым намечался на понедельник, 13 января. Суеверия, конечно, но факт остается фактом: за 9 минут до команды «Пуск» отказал один из гироскопов на ракете-носителе. Потребовалось время на его замену и старт перенесли на сутки.

На следующий день, 15 января, с «Гагаринского старта» (площадка 1) устремилась в небо ракета-носитель с кораблем «Союз-5», на борту которого находились три космонавта: командир Борис Волынов, бортинженер Алексей Елисеев и инженер-исследователь Евгений Хрунов.

Еще через сутки, 16 января, началось сближение кораблей в автоматическом режиме.  Когда между ними оставалось всего около 100 метров Владимир Шаталов и Борис Волынов отключили автоматику. Шаталов, управляя вручную, в 11:20 «причалил» свой корабль к «Союзу-5». Во время сближения Волынов в ручном режиме поддерживал необходимую ориентацию "принимающего" корабля.

ТАСС сообщило: «После причаливания произошел взаимный механический захват кораблей, жесткое стягивание и соединение электрических цепей… Таким образом на орбите... была собрана и начала функционировать первая в мире экспериментальная космическая станция с четырьмя отсеками для экипажа, обеспечивающими выполнение большого комплекса экспериментов и исследований, а также комфортные условия для работы и отдыха. Внутри станции между ее отсеками установлена телефонная связь».

Первые корабли типа «Союз», в отличие от нынешних, оснащались стыковочными узлами без люков. Поэтому Владимир Шаталов, находясь в «Союзе-4», мог общаться в Волыновым, Елисеевым и Хруновым в «Союзе-5» только по «местному» телефону. По той же причине космонавты могли перейти из корабля в корабль только через открытый космос.

Сразу после стыковки космонавты обоих кораблей начали готовиться к следующей важной операции: переходу двух космонавтов из одного корабля в другой. Алексей Елисеев и Евгений Хрунов в бытовом отсеке «Союза-5» облачились с специально разработанные для этой программы скафандры «Ястреб». В то время не было спасательных скафандров типа «Сокол» и космонавты с 1967 по 1971 год летали в космос вообще без скафандров, если, конечно, не предусматривался выход в открытый космос.

Скафандр «Ястреб» в отличие от скафандра «Беркут» Алексея Леонова были полностью автономными и не имели электрической связи с кораблем и резервной системы подачи кислорода из баков корабля. Из-за того, что люки для выхода в открытый космос имели диаметр всего 60 см., ранцы с системой жизнеобеспечения крепились не к спинам скафандров, а к ногам космонавта спереди.

Борис Волынов помогал Алексею и Евгения надеть скафандры и снимал этот процесс на кинокамеру. Затем он перешел в спускаемый аппарат, задраил за собой люк в бытовой отсек и проверил его герметичность. После чего открыл клапан и разгерметизировал бытовой отсек. Тоже самое сделал и Владимир Шаталов с бытовым отсеком своего корабля. Ведь именно в него должны были войти «гости из космоса».

Первым покинул "Союз-5" Евгений Хрунов. Во время его перехода в бытовой отсек «Союза-4» по поручням запутался страховочный фал, а при его распутывании выключился тумблер вентиляции скафандра. С этими проблемами Хрунов быстро справился. Весь процесс перехода Хрунова Алексей Елисеев снимал на кинокамеру, высунувшись из люка по пояс в открытый космос. Прежде чем самому начать переход, Алексей Станиславович вернулся в бытовой отсек и положил кинокамеру в «диван», но закрыть замки крышки ему не удалось. Потому вслед за ним через еще открытый люк из "Союза-5" выплыла его камера, которая стала очередным искусственным спутником Земли. Так была потеряна уникальная пленка с первым в мире и до сих пор единственным переходом космонавта из корабля в корабль через открытый космос.

Общее время пребывание Хрунова и Елисеева в открытом космосе составило около часа. Также Хрунов и Елисеев вошли в историю и как первые «космические почтальоны». Они  вручили Владимиру Шаталову газеты с репортажами о его старте на «Союзе-4».

Посадка на грани катастрофы

В состыкованном состоянии корабли летали 4 часа 39 минут 49 секунд.  В тот же день «Союз-4» с Владимиром Шаталовым, Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым успешно приземлился в заданном районе Казахской ССР. Через сутки настал черед возвратиться и Борису Волынову. Но опять «сработало» число 13. Именно такой заводской номер имел его корабль.

После выдачи тормозного импульса «Союз-5» устремился к Земле. Прошла команда на разделение отсеков (корабль «Союз» состоит из трех основных отсеков. на Землю возвращается только спускаемый аппарат, а бытовой и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере). Бытовой отсек «отлетел» в сторону, а приборно-агрегатный по какой-то причине не отделился и загородил собой теплозащитный экран спускаемого аппарата. Кроме того центр масс сместился и спускаемый аппарат стал входить в атмосферу не днищем, защищенным экраном, а незащищенным люком навстречу набегающему и раскаляющему корабль воздушному потоку.

С каждой минутой нарастали перегрузки и Волынов повис на ремнях вместо того, чтобы вжиматься в ложемент кресла. Вскоре в кабине запахло гарью – это стала гореть герметизирующая люк резиновая прокладка. Между тем, скафандра у космонавта не было. В любой момент резина могла прогореть и тогда раскаленная плазма ворвалась бы в кабину и сожгла все в один момент. Но сработали термодатчики, по команде которых приборно-агрегатный отсек все же отстрелился. Центровка спускаемого аппарата развернула его защищенным днищем навстречу потоку плазмы, а Волынов опустился в ложемент кресла ощущая 9-кратную перегрузку.

На этом беды Бориса Валентиновича не закончились. Вот что он рассказал автору этих строк:

«На высоте 10 км сработала парашютная система. После выхода основного парашюта стропы начали закручиваться в жгут. Затем произошла резкая остановка вращения спускаемого аппарата и раздался скрежет металла. Это скрипели серьги, к которым крепились стеньги парашюта. К счастью, парашют не сложился и аппарат начал вращаться в другую сторону. Приземление было чрезвычайно жестким. Удар пришелся на плечи и затылок и оказался такой силы, что у меня произошел перелом корней зубов верхней челюсти, но жив остался… Спас ложемент. Затем я открыл люк, так как от гари было трудно дышать. На меня посыпалась зола, в которую превратилась уплотнительная резина, а на крышке люка образовалась «шапка» из вспенившегося жаропрочного металла».

На этом «неприятности», связанные с исторической стыковкой, не закончились…

Пуля террориста пробила шинель Алексея Леонова

22 января 1969 года героев космоса встречала Москва. На въезде в Боровицкие ворота Кремля почетный кортеж обстрелял террорист, готовивший покушение на главу государства Леонида Брежнева. Пропустив головную машину, в которой ехали Шаталов, Волынов, Елисеев и Хрунов, он стал стрелять по второй, полагая, что именно в ней находится генсек. Он не знал, что автомобили с Брежневым и членами правительства давно обогнали картеж с космонавтами и заехала в Кремль намного раньше.

А в обстрелянной автомашине тоже ехали космонавты - Георгий Береговой, Алексей Леонов, Андриян Николаев и Валентина Терешкова. Террорист стрелял сразу из двух пистолетов и успел сделать 8 выстрелов, прежде чем сотрудники КГБ его скрутили. В результате теракта был ранен и вскоре скончался водитель, легкое ранение получил один из сотрудников КГБ, сопровождавших кортеж на мотоциклах. Одна из пуль пробила по касательной шинель Алексея Леонова.

Торжественное заседание в Кремле, посвященное чествованию экипажей кораблей «Союз-4» и «Союз-5» прошло по сценарию, как будто ничего и не было.