«Поздравлений не будет»: рискованный полет первого многоместного корабля «Восход»
Ровно 60 лет назад, 12 октября 1964 года, свой дебютный полет совершил первый в мире трехместный многоместный корабль — «Восход», на борту которого находился экипаж из трех космонавтов. Почему этот полет называли самым рискованным на тот момент, чем «Восход» отличался от уже известного «Востока» и почему космонавты так и не дождались поздравления от Никиты Хрущева после успешного возвращения на Землю — в нашей статье.
«Сегодня, 12 октября 1964 года в 10 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли новой мощной ракетой-носителем впервые мире выведен трехместный пилотируемый космический корабль «Восход». На борту космического корабля находится экипаж, состоящий из граждан Советского Союза: командира корабля летчика-космонавта инженер-полковника Комарова Владимира Михайловича, членов экипажа—научного сотрудника-космонавта кандидата технических наук Феоктистова Константина Петровича и врача-космонавта Егорова Бориса Борисовича…» — именно так в ТАСС сообщили о начале полета корабля «Восход».
«Восток» и «Восход»: пять отличий
Первое отличие нового корабля от уже известного «Востока» сообщил ТАСС, отметив, что «Восход» — «первый в мире трехместный пилотируемый космический корабль». С этим не поспоришь, причем не только трехместный, а вообще многоместный, так как в США только готовился к первому пилотируемому полету двухместный «Джемини». Но важно, что если американцы, чтобы сделать двухместный «Джемини», увеличили размеры одноместного «Меркурия», то нашим конструкторам удалось разместить трех космонавтов в одноместном спускаемом аппарате корабля «Восток», используя заложенные конструкцией резервы и потому не изменяя габаритные размеры (внешний диаметр 2.3 м).
Правда, три космонавта в скафандрах в корабль никак не помещались. Пришлось пожертвовать скафандрами. Вот как представил это второе отличие корреспондент «Правды» Н. Денисов в репортаже с «Космодрома»: «На космонавтах нет уже ставших привычными скафандров и гермошлемов. Они одеты в легкие шерстяные костюмы — серые спортивного покроя рубашки и такие же брюки. На ногах удобная, легкая обувь. Голова каждого прикрыта белым шлемофоном. И в этом — одно из существенных отличий предстоящего полета. Надежность и комфортабельность наших космических кораблей, столь ярко доказанные полетами Гагарина, Титова, Николаева, Поповича, Быковского и Терешковой, таковы, что ученые, конструкторы и космонавты решили на сей раз отказаться от довольно-таки громоздких космических доспехов».
Через пять лет это решение стало роковым. Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев в 1971 году погибли из-за разгерметизации корабля перед спуском на землю. С тех пор все космонавты летают в спасательных скафандрах типа «Сокол».
Желание поместить трех космонавтов в тот же объем привело и к отказу от катапультируемых кресел. В случае аварии ракеты-носителя на первых минутах полета пилот «Востока» смог бы катапультироваться и приземлиться на собственном парашюте. А космонавты «Восхода» в такой ситуации непременно погибли бы, так как парашюты спускаемого аппарата раскрыться не успели бы. Отсутствие средств спасения космонавтов на первых минутах полета — третье важное отличие.
Но были в конструкции «Восхода» и положительные отличия. У корабля «Восток» не было резервной двигательной установки, потому его выводили на орбиту такой высоты, чтобы в случае отказа двигателя для торможения корабль смог бы затормозился о плотные слои атмосферы до того, как система жизнеобеспечения (СЖО) истощит свои ресурсы, рассчитанная на 10 суток. Так как ресурс СЖО у первого «Восхода» был рассчитан всего на двое суток, то конструкторы вынуждены были придумать и разместить на спускаемом аппарате запасной твердотопливный двигатель, который в случае отказа основного вернул бы корабль на Землю до этого срока. Запасной тормозной двигатель — четвертое важное отличие.
Еще одно положительное отличие — это то, что скорость спуска спускаемого аппарата на парашюте составляет около 10 м\с. При ударе корабля о землю с такой скоростью космонавт мог бы травмироваться, получить сотрясение мозга и потерять сознание. Пилот «Востока» на высоте около 5 км катапультировался из спускаемого аппарата и приземлялся на собственном парашюте со скоростью до 3-4 м\с, что было вполне приемлемо и привычно для парашютистов. Экипаж «Восхода» катапультироваться не мог, потому конструкторы придумали двигатели мягкой посадки, которые разместили на стропах парашюта. Они включались в нескольких метрах от земли и почти до нуля замедляли спуск корабля. Остаточный удар смягчали амортизаторы кресел. Пятое отличие — наличие системы мягкой посадки.
Кабина «Восхода» и суперсекретная ракета
Интересный факт: Ни до этого, ни после, представителям СМИ не позволяли за сутки до старта подниматься на стоящую на стартовом комплексе ракету и через открытый люк рассматривать устройство и интерьер спускаемого аппарата. Фотографировать, правда, не разрешили.
11 октября, после осмотра корабля, стоящего на старте, Владимиром Комаровым и Константином Феоктистовым, С.П. Королёв пригласил корреспондентов ТАСС и «Правды» познакомится с кораблем. Пояснения им давал сам Юрий Гагарин. Вот как описывает интерьер «Восхода» правдист Н. Денисов: «Тут, на весьма порядочной высоте, дует сильный ветер. А какой отсюда открывается замечательный вид на степь! Но нас, естественно, в эти минуты больше привлекает кабина корабля. Стараемся сразу охватить ее взглядом, рассмотрев оборудование. Юрий Гагарин, вступив роль инструктора, деловито, со знанием дела дает пояснения. В кабине, обитой изнутри белоснежным поролоном, три расположенных почти рядом кресла — рабочие места командира корабля, ученого и врача.
На одной из стенок, посередине, так, чтобы было видно всем космонавтам, приборная доска с глобусом, бортовыми часами и другими нужными в полете приборами. Возле кресла командира чернеет ручка управления кораблем. Тут же поблизости продолговатый пульт с тумблерами и кнопками для включения различных систем, радиостанция, удобно расположенный телеграфный ключ, контейнеры для хранения запасов космической пищи и воды, контейнер для хранения утепленной одежды и легких непотопляемых комбинезонов, нужных на тот непредвиденный случай, если по каким-либо обстоятельствам корабль, возвращаясь из космоса окажется на водной поверхности… мы… замечем, что "Взор", неприкрытый сейчас жалюзями [так в оригинале], расположен рядом с креслом врача. Значит, Борис Егоров будет, вероятно, наблюдать звезды и Землю главным образом через него».
В сообщении ТАСС есть еще одна интересная информация. Написано, что корабль выведен «новой мощной ракетой-носителем». И все… Ведь в то время даже внешний вид ракеты был суперсекретным. Теперь мы знаем, что «Восход» тяжелее «Востока» почти на 700 кг и для его запуска потребовалась другая, более мощная ракета. И эта ракета 11А57, в 1990-х годах получившая название «Восход», была создана на базе «королёвской» баллистической ракеты Р-7А (взяты Блоки А-Д первой и второй ступеней). Она отличалась от той, на которой запускались корабли «Восток», новой третьей ступенью. Вместо маломощной ступени Блока «Е», разработанной для запуска первых станций к Луне, стоял Блок «И», разработанный на основе второй ступени межконтинентальной баллистической ракеты Р-9 (8К75). В результате ракета смогла выводить на низкую околоземную орбиту 5,5 тонн вместо 4,8 т.
Об экипажах
13 марта 1965 года, за пять месяцев до старта, который тогда намечался на 15 августа 1964-го, было принято решение, что в экипаже «Восхода», кроме профессионального космонавта — командира экипажа, должны лететь ученый и врач. Несмотря на это решение, генерал Н.П. Каманин, курировавший Центр подготовки космонавтов ВВС, в надежде, что за оставшиеся пять месяцев невозможно отобрать и подготовить к полету гражданских кандидатов, назначил девять космонавтов из отряда ЦПК ВВС для формирования трех экипажей, среди которых были уже летавшие В.Быковский, П.Попович и Г.Титов. 23 апреля они начали подготовку. Через месяц из них сформировали два экипажа: Комаров-Беляев-Леонов, Волынов-Горбатко-Хрунов.
Тем временем шел отбор врачей и «ученых» — инженеров. 28 мая Мандатная комиссия рекомендовала готовить к полету трех военных врачей В. Лазарева и Б. Егорова из Института авиационной и космической медицины и А. Соркина из ЦПК, гражданского врача Б. Полякова из Института биофизики, инженера Г. Катыса из Института автоматики и телемеханики.
1 июня, за два с половиной месяца до полета, намеченного на 15 августа, они начали подготовку. С ними в группе продолжили подготовку космонавты ЦПК Б. Волынов, В. Комаров, Л. Дёмин, а также летчик-испытатель ОКБ Туполева В. Бендеров. 11 июня к ним присоединился единственный кандидат от ОКБ-1 К. Феоктистов.
По мере подготовки выбыли из группы: Демин — из-за недопустимого роста сидя, Бендеров —из-за крови в моче, появившейся после тренировки на центрифуге и избыточного веса, Поляков — из-за плохого самочувствия в термокамере, центрифуге и вестибулярных тренировках.
6 июля из оставшихся (за 36 дней до полета) Каманин сформировал экипажи: Волынов-Катыс-Егоров, Комаров-Феоктистов-Сорокин. Лазарев сал запасным для обоих экипажей. Каманин был категорически против полета Феоктистова, несмотря на то, что он был единственным кандидатом от ОКБ-1 и его отстаивал Королёв. У Феоктистова было слабое зрение и другие сложности со здоровьем. А вскоре выяснилось, что у Катыса «кроме расстрелянного отца, есть еще брат и сестра (по отцу) в Париже… Правда они уехали туда еще в 1910 году за 16 лет до рождения Катыса». Все это, по мнению Каманина, «очень портит портрет кандидата в космонавты». Доводы Каманина Мандатная комиссия не приняла, и Катыс остался в первом экипаже.
В конце июля стало ясно, что пуска 15 августа не будет и экипажи продолжили подготовку. 12 августа была назначена новая дата запуска «Восхода» — 15-20 сентября, но и эта дата не была выдержана. Экипажи получили дополнительное время на подготовку. 14 сентября произошел суровый спор между Королевым и Каманиным по поводу первого экипажа. Королёв предлагал экипаж Комаров-Феоктистов-Егоров. Но Каманин ни в какую не соглашался с таким экипажем. На какие «кнопки» нажимал Королёв — неизвестно, но 21 сентября экипаж Комаров-Феоктистов-Егоров был согласован с главкомом ВВС К. Вершининым и утвержден председателем госкомиссии Г. Тюлиным. Каманину об этом сообщили лишь поздно вечером.
4 октября экипажи Комаров-Феоктистов-Егоров и Волынов-Катыл-Сорокин улетели на космодром. 9 октября первый экипаж был представлен прессе, а второй, по традиции, был засекречен. Вся эта история стала известна лишь в 90-е годы.
Поздравления не будет
13 октября в 10:47 московского времени самый рискованный (на тот момент) советский космический полет завершился полным успехом посадкой в Казахской ССР. В тот же день экипаж прибыл на космодром, где отчитались перед Госкомиссией. Все ждали поздравления Первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева, но не дождались. Вечером председателю Госкомиссии Г.А.Тюлину позвонили из Москвы и без объяснения причин сказали: «Поздравления не будет». В Москве было не до этого. Готовился государственный переворот. На следующий день 14 октября неизбежное стало реальностью. Хрущев был смещен со всех должностей.
Пять дней космонавты провели на космодроме в ожидании. Только 19 октября состоялась встреча космонавтов в Москве. На Внуковском аэродроме, по традиции, встречали все руководители государства и партии во главе с Л.И. Брежневым, А.И. Микояном и А.Н. Косыгиным. Затем торжественный проезд кортежа по Ленинскому проспекту, митинг на Красной площади. Завершились торжества приемом в Кремле с вручением трем новым космонавтам Звезд Героев.