NASA выделит Blue Origin и Voyager Space больше средств на разработку замены МКС
На орбите

9 января 2024 года, 10:02

NASA решило увеличить финансирование компаний Blue Origin и Voyager Space, которые работают над концепциями новых космических станций. Обе фирмы получили первоначальные контракты в декабре 2021 года в рамках программы NASA Commercial Low Earth Orbit Destinations (CLD), призванной стимулировать создание замены Международной космической станции, срок эксплуатации которой должен завершиться к 2030 году. Теперь же совокупный объем средств, выделенных на строительство новых орбитальных комплексов, вырос на $99,5 млн.

Компания Blue Origin, основанная американским бизнесменом Джефом Безосом, занимается разработкой космической станции Orbital Reef («Орбитальный риф») совместно со Sierra Space и другими фирмами. Согласно первоначальным условиям соглашения, ей было выделено $130 млн, но 5 января NASA увеличило финансирование еще на $42 млн. Средства пойдут на работу над системами жизнеобеспечения станции и совершенствование технологий. В середине декабря Blue Origin завершила испытания системы иллюминаторов и продемонстрировала, как будет выглядеть вся конструкция станции.

Другим партнером NASA выступает Voyager Space, которая сотрудничает с Airbus Defence and Space — подразделением Airbus Group, ответственным за оборонную и аэрокосмическую продукцию и услуги, — в разработке станции Starlab. Компания получила дополнительно $57,5 млн к уже имеющимся $160 млн. Финансирование направлено в том числе на модернизацию грузового космического корабля Cygnus от фирмы Northrop Grumman, чтобы он мог непосредственно стыковаться с орбитальным комплексом, а не прикрепляться к нему роботом-манипулятором.

«Основные этапы [финансирования] нацелены на ключевые технологии и снижение рисков в проектах наших партнеров. Они также включают дополнительное тестирование оборудования, которое критически важно для любых усилий по разработке космических полетов», — объяснил директор коммерческого подразделения NASA Фил Макалистер.

Финансирование Blue Origin и Voyager Space осуществляется в основном за счет третьего соглашения CLD, которое NASA ранее заключило с Northrop Grumman. В октябре компания отказалась от создания собственной космической станции и расторгла контракт с американским агентством. Тогда же стало известно, что Northrop будет работать над проектом Starlab вместе с Voyager Space, а именно предоставит ей корабль Cygnus для транспортировки грузов на станцию.

В октябре NASA заявило, что планирует перераспределить $89 млн, которые не были потрачены Northrop в рамках контракта (его общая стоимость составляет $125,6 млн), между другими подрядчиками. Оставшиеся средства были объединены с «финансированием других программ» — таким образом, итоговая сумма возросла до $99,5 млн и была добавлена к соглашениям с Blue Origin и Voyager.

Помимо этого, американское агентство ведет переговоры с Axiom Space, которая ранее должна была запустить свой первый модуль Axiom Hab One и пристыковать его к Международной космической станции в 2026 году. Теперь этот стыковочный узел планируется использовать как основу для будущей коммерческой станции — впрочем, детали контракта все еще дорабатываются. Наряду с этим Axiom Space намерена создать собственный орбитальный комплекс, который будет состоять из четырех модулей.

Соглашения с Axiom Space, Blue Origin и Voyager Space реализуются в рамках стратегии NASA по переходу на частные космические станции после сведения МКС с орбиты в 2030 году. Однако чиновники агентства ранее отметили серьезные задержки в работе над проектами: Макалистер предупредил, что США, скорее всего, придется временно приостановить пилотируемые полеты в период, когда МКС уже будет выведена из эксплуатации, а новые станции еще не заработают.