NASA может приостановить пилотируемые полёты после вывода из эксплуатации МКС
На орбите

NASA может приостановить пилотируемые полёты после вывода из эксплуатации МКС

23 ноября 2023 года, 09:05

Американское аэрокосмическое агентство готовится к тому, что после вывода из эксплуатации МКС в пилотируемых космических полетах наступит перерыв — обещая, впрочем, что он в любом случае будет «кратковременным». Об этом заявил директор коммерческого подразделения НАСА Фил Макалистер.

По состоянию на сегодня свод МКС с орбиты планируется на 2030-й год. В отличие от Китая (обладающего собственной станцией «Тяньгун») или России (активно готовящейся к созданию РОС), США сделали ставку на строительство нескольких частных космических станций ведущими корпорациями. Есть лишь одно «но»: всё меньше надежд на то, что хоть одна из них заработает к 2030 году.

Это нанесёт ущерб научно-исследовательским планам НАСА, которое до этого в течение четверти века стремилось поддерживать непрерывное присутствие своих астронавтов на низкой околоземной орбите. Но директор по коммерции уже заверил собравшихся, что этот императив «может быть пересмотрен», а временный конец пилотируемых полётов не станет чем-то критичным для американской космической программы.

«Если все принимаемые нами меры не помогут, у нас будет временный перерыв в присутствии на орбите. Это будет плохо, и я этого не хочу, но, если частные станции не будут готовы, нам, возможно, придется смириться с разрывом. И лично я не думаю, что это было бы концом света», — объявил Макалистер.

Среди принимаемых мер — сотрудничество сразу с несколькими компаниями, среди которых Axiom Space, Blue Origin и Voyager Space, а также Lockheed Martin и Boeing. Но вместо того, чтобы объединить усилия, все они собираются строить космические станции самостоятельно. Причём ни у одной из корпораций до сих пор нет даже подробного проекта.

То, что ввод станций в эксплуатацию запланирован на 2028 год уже не особо скрашивает ситуацию: на фоне постоянного срыва утверждённых графиков ясно, что пяти оставшихся лет для создания такого объекта явно недостаточно. Даже НАСА признало, что «окно» изначально должно было составить больше двух лет — тогда был бы шанс, что хоть кто-то уложился бы в срок.

Руководство агентства надеется на то, что срок эксплуатации МКС будет продлён, если США не успеют переселить оттуда своих астронавтов на новые станции. Кен Бауэрсокс, замглавы НАСА по космическим операциям, ранее уже заявил, что вывод МКС из эксплуатации в 2030 году «не является обязательным» и он надеется на «определённую гибкость».

В крайнем случае власти США планируют договориться с частными компаниями о полётах астронавтов НАСА на коммерческих кораблях — таких как Crew Dragon от SpaceX и Starliner от Boeing. Экспедиции в космос, правда, при этом сценарии смогут длиться не более 10 дней, но НАСА надеется, что для «наиболее важных исследований» этого хватит.