На обратной стороне Луны предложили создать зону радиомолчания
Наука

На обратной стороне Луны предложили создать зону радиомолчания

27 декабря 2023 года, 13:39

Итальянские исследователи предложили создать зону радиомолчания на обратной стороне Луны, чтобы проводить научные исследования. Соответствующий вопрос будет обсуждаться на первом Конгрессе Международной академии астронавтики (IAA) по защите обратной стороны Луны, который пройдет в марте 2024 года в Италии.

Идея принадлежит Клаудио Макконе из Итальянского научно-исследовательского института астрофизики (INAF). Он стоит во главе постоянного комитета IAA, который занимается защитой обратной стороны Луны. Макконе и его коллеги утверждают, что обратная сторона Луны представляет исключительный научный интерес, поскольку она свободна от электромагнитного загрязнения, типичного для Земли. В частности, по их мнению, некоторые отрасли науки, такие как космология и астробиология, получили бы много преимуществ при исследовании региона.

«Недавние лунные полеты и предстоящие программы приведут к появлению все большего количества искусственных систем вокруг Луны и на ее поверхности, занимающих пространство и излучающих радиоволны на различных частотах», — объяснил ученый.

Зона радиомолчания — это территория, где радиопередача ограничена. Обычно такие меры вводятся в целях защиты радиотелескопа или станции связи от радиочастотных помех. Сегодня существуют международные правила и резолюции, направленные на защиту определенных территорий от радиопередач, такие как регламент радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ).

Так, по словам Макконе, если создать зону радиомолчания на обратной стороне Луны, исследователи в области космологии могли бы обнаруживать чрезвычайно слабое излучение водородной линии в 1420 МГц, а астробиологи — изучать добиологические межзвездные молекулы по их колебательным спектрам. Кроме того, на обратной стороне Луны радары и оптические телескопы могут использоваться без помех для точных измерений основных параметров объектов, сближающихся с Землей.

Полезной такая «тихая» зона может быть и для ученых из SETI, которые занимаются поиском сигналов от инопланетных цивилизаций: там они смогут заниматься поиском потенциальных сигнатур из соседних галактик с крайне низким уровнем шума, которые с большой вероятностью не достигли бы Земли из-за огромных расстояний.

Более того, исследователи предлагают отвести часть обратной стороны Луны исключительно для науки, в качестве охраняемой территории, чтобы проводить наблюдения и эксперименты. Однако, как отмечает Макконе, поставленные цели могут быть достигнуты только с помощью дипломатических усилий с участием космических держав всего мира.