Бросает вызов законам физики: «Хаббл» изучил галактику с «запрещенным» светом
Наука

Бросает вызов законам физики: «Хаббл» изучил галактику с «запрещенным» светом

25 декабря 2023 года, 11:29

Космический телескоп «Хаббл» перед окончанием года успел сделать снимок далекой галактики в инфракрасном диапазоне. Помимо привычных контуров ядра и периферийных «спиралей», выявилось излучение крайне неожиданного спектра — по словам ученых, его не должно существовать.

Яркая спиральная галактика, когда-то получившая название MCG-01-24-014, на самом деле, не самая удаленная от нас — до нее около 275 миллионов световых лет. Но среди прочих она выделяется рядом заметных особенностей: это и четко очерченные «рукава», и чрезвычайно яркое активное ядро, которое позволяет отнести MCG-01-24-014 к сейфертовским галактикам второго типа.

Этот класс, впервые описанный астрономом Карлом Сейфертом, отличается особенно мощными выбросами газа и яркостью активного ядра (причем, в отличие от квазаров, оно не скрывает от наблюдателей всю остальную галактику). Среди всех галактик к сейфертовскому типу относится лишь немногим более процента.

Самой же загадочной особенностью галактики 2-го типа являются четко видимые при спектральном анализе «запрещенные» линии излучения. Ученые до сих пор не в состоянии объяснить, как вообще оно может существовать, будучи исключенным самой квантовой физикой.

Дело в том, что линии излучения исходят от конкретных элементов, с определенным числом нуклонов в ядре и электронов на орбиталях. Энергия электронов дискретна и не может изменяться произвольно — лишь на конкретные значения, которые четко соответствуют определенной длине волны. «Промежуточных» спектральных линий у них быть не должно.

Тем не менее в сейфертовских галактиках эти линии есть, и яркая и достаточно большая MCG-01-24-014 служит тому подтверждением. Впрочем, квантовая физика даже в отдаленной перспективе не кажется исчерпанной, имея гигантскую площадь белых пятен. А значит, подобные наблюдения, по мере их накопления, будут приближать человечество к раскрытию тайны «запрещенного» излучения.