Ракета-носитель Alpha отправила американский военный спутник на нерасчетную орбиту
Запуски

22 декабря 2023 года, 18:15

Американская компания Firefly Aerospace запустила ракету-носитель Alpha c 130-килограммовым экспериментальным военным спутником Tantrum в интересах Космических сил США. Из-за технической неисправности второй ступени, аппарат был выведен на нерасчетную орбиту. Тем не менее, связь с ним была установлена и в организации назвали запуск успешным.

Запуск ракеты-носителя Alpha осуществлен со стартового комплекса SLC-2 на базе американских Космических сил Ванденберг в Калифорнии. Подъем ракеты прошел по плану, диспетчеры сообщили, что разгонный блок достиг номинальной переходной орбиты. «Запуск ракеты-носителя Alpha прошел успешно, она прошла все этапы, включая отделение ступени и обтекателя, а также запуск двигателей», - говорится в сообщении Firefly.

Спустя 12 часов после старта в компании сообщили, что вторая ступень во время полета вышла из строя, из-за чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту. «Запланированный повторный запуск двигателя 2-й ступени Alpha не доставил полезную нагрузку на точную целевую орбиту. Мы будем работать с нашими заказчиками и государственными партнерами, чтобы определить причины произошедшего», - говорится в заявлении Firefly. Согласно данным Космических сил США, вместо круговой орбиты спутник был выведен на эллиптическую орбиту с параметрами 215 на 523 километра. В Firefly заверили, что связь со спутником была установлена, однако низкий перигей орбиты космического аппарата указывает на то, что он, вероятно, вернется в атмосферу Земли в течение нескольких недель.

На борту находился экспериментальный спутник Tantrum – разработка корпорации Lockheed Martin весом 130 кг, оснащенная новой широкополосной электронноуправляемой антенной. В ходе полета, получившего название Fly the Lightning, Firefly должна продемонстрировать технологию быстрой калибровки датчиков выводимых на орбиту аппаратов для американских вооруженных сил. Кроме того, компания должна показать, насколько быстро США могут вывести на орбиту спутник в условиях возможной угрозы национальной безопасности.

Изначально ожидалось, что компания проведет запуск спустя около 24 часов после получения заявки от Космических сил США 20 декабря, однако старт был перенесен на 22 декабря из-за неблагоприятных погодных условий. Спутник был подготовлен к пуску более двух недель назад и ждал команды на запуск от военных. Новый комплекс обработки полезной нагрузки Firefly на стартовой площадке позволил команде быстро заправить и интегрировать полезную нагрузку, отметили в компании.

Это был четвертый запуск ракеты-носителя Alpha. Предыдущий старт компания провела 15 сентября. Тогда в рамках специального полета в интересах Космических сил США на низкую околоземную орбиту была успешно выведена секретная полезная нагрузка, обозначенная как VICTUS NOX (TacR S-3). Как и в этот раз, от момента поступления заказа от Пентагона на проведение пуска до старта прошло около 24 часов.

Ракета-носитель Firefly Alpha высотой около 29,5 м, предназначена для выведения на низкую околоземную орбиту полезной нагрузки массой чуть более 1000 кг. По этому показателю она, в частности, превосходит ракету сверхлегкого класса Electron от Rocket Lab, которая рассчитана на подъем 300-килограммовых грузов.

Первая попытка запуска ракеты-носителя Firefly Alpha в сентябре 2021 года закончилась неудачей после отключения двигателя, что в конечном итоге привело к потере управления примерно через 2,5 минуты после старта и прекращению полета наземными диспетчерами. Во время второго запуска, который состоялся в октябре 2022 года, аппарат достиг низкой околоземной орбиты, но спутники были развернуты на меньшей высоте, чем планировалось.