Ученые создали ИИ для поиска галактик в ранней Вселенной
Большой взрыв

Ученые создали ИИ для поиска галактик в ранней Вселенной

7 декабря 2023 года, 12:24

Ученые из Португалии разработали технологию на основе искусственного интеллекта, которая сможет искать новые галактики, в особенности объекты ранней Вселенной. Алгоритм машинного обучения позволит в несколько раз ускорить обработку данных, полученных радиотелескопами.

Международная группа ученых под руководством Родриго Карвахаля из Лиссабонского университета разработала алгоритм машинного обучения, который способен распознавать сверхсветящиеся галактики в ранней Вселенной.

Такие галактики отличаются значительной активностью черной дыры в их центре. По словам авторов, они создали первый алгоритм, который предсказывает, когда эта активность будет излучать интенсивный радиосигнал. Искусственный интеллект позволит астрономам повысить собственную эффективность в поиске так называемых «радиогалактик».

Алгоритм, разработанный в сотрудничестве с технологической компанией Closer, был обучен на изображениях галактик, полученных в нескольких длинах волн электромагнитного спектра. Во время тестов ИИ смог предсказать в четыре раза больше «радиогалактик», чем обычные программы, которые используют четкие инструкции и команды.

Поскольку ИИ постоянно продолжает обучение, по мере прогресса он сможет помочь ученым прояснить физические явления, которые происходили в наблюдаемых галактиках спустя 1,5 миллиарда лет после Большого взрыва — то есть на этапе ранней Вселенной. По мнению исследователей, необходимы дополнительные наблюдения, чтобы проверить, насколько верно текущее понимание эволюции активных галактик.

Новые, ранее неизученные галактики ранней Вселенной могут быть обнаружены при анализе большого массива данных, которые современные радиотелескопы будут получать в ближайшие годы. Дальнейшие исследования обширных областей неба выявят миллиарды объектов, считают ученые. Так, например, ожидается, что австралийский радиотелескоп ASKAP позволит нанести на карту все южное небесное полушарие, создав эволюционную карту Вселенной. Исследователи с помощью своего алгоритма уже начали обрабатывать данные, полученными во время пилотного этапа этого проекта.

Предстоящие исследования неба с помощью радиотелескопов позволят запечатлеть миллионы галактик в ранней Вселенной, но только автоматические инструменты, такие как представленный алгоритм, смогут прочитать этот поток данных и найти галактики с массивными черными дырами в их ядре, заключили авторы исследования.