Ученые объяснили редкость спиральных галактик, похожих на Млечный Путь
Наука

Ученые объяснили редкость спиральных галактик, похожих на Млечный Путь

24 ноября 2023 года, 12:20

Млечный Путь — это галактика спирального типа, который крайне редко встречается в ближайшей части Вселенной, называемой сверхгалактической плоскостью. Этот феномен настолько заинтересовал международную команду исследователей, что они решили выяснить его причину с помощью суперкомпьютерного моделирования.

Гигантская структура, к которой принадлежит Млечный Путь, называется сверхгалактической плоскостью, которая расположена почти перпендикулярно поверхности диска нашей галактики. Ученым мало что известно о ее природе, форме, размерах и связи с другими космическими структурами. Но относительный переизбыток в ней ярких эллиптических и облакообразных галактик бросается в глаза.

Команда во главе с Тиллом Савала из Хельсинкского университета использовала инструмент под названием SIBELIUS (Simulations Beyond the Local Universe), то есть компьютерную симуляцию за пределами «локальной Вселенной». Ученые решили сопоставить предсказания стандартной модели лямбда-холодной темной материи и стандартной теории формирования галактик.

В ходе моделирования Савала и его коллеги обнаружили, что распределение эллиптических и спиральных типов галактик обусловлено в первую очередь балансом между внутренними (для сверхгалактической плоскости) и внешними воздействиями. Оказалось, что у «плотно упакованных» внутри скопления галактик гораздо больше шансов под воздействием гравитации соседей «сбиться в кучу».

И напротив — на окраине скоплений, где галактики взаимодействуют реже, у них гораздо больше шансов сохранить изящные «щупальца» и элегантную форму диска. Кроме того, имеет значение размер (или, скорее, вес) самой галактики: как и человеку, с набором массы ей все труднее поддерживать красивую форму.

«Эта разница в массе согласуется с наблюдательными исследованиями галактик в "локальной Вселенной", которые также показывают, что самые массивные галактики в подавляющем большинстве эллиптические», — заметили Савала с коллегами в своей статье.

Кроме того, для роста дисковых галактик, таких как Млечный Путь, требуется запас газа и минимальное взаимодействие с соседями — то, что можно найти за пределами сверхгалактической плоскости. «Мы приходим к выводу, что окружающая среда, преобладающая в плоскости сверхгалактики, препятствует условиям, необходимым для формирования массивного диска: тихая история слияния и непрерывная подача холодного газа», — резюмировали авторы.

Дополнительным результатом исследования стало подтверждение достоверности концепции лямбда-холодной темной материи, которая на данный момент является наиболее принятой в рамках стандартной модели. Это позволит астрофизикам самых разных направлений строить дальнейшие исследования на еще более прочном фундаменте.