Сверхскопление Ланиакеа исказило измерения расширения Вселенной
Одна из величайших нерешённых проблем космологии — напряжённость Хаббла, или несовпадение скорости расширения Вселенной, измеренного двумя главными существующими способами. Новое исследование, проведённое командой физиков во главе с Леонардо Джиани из Университета Квинсленда, предупреждает, что несовпадение может оказаться ещё большим, чем предполагалось. Во всяком случае, если они правильно оценивают роль колоссального сверхскопления Ланиакеа.
Два ключевых метода определения скорости расширения Вселенной — это измерение относительной яркости сверхновых (т. н. Метод стандартных свечей) и анализ реликтового излучения. И астрономам до сих пор не удалось привести их в равновесие. Существующая разница в скоростях даёт при определении возраста Вселенной погрешность в целый миллиард лет. Но, как оказывается, и это не предел.
Как обратили внимание астрофизики, Земля не свободна от влияний массивных космических объектов, и сама находится в своего рода «гравитационном колодце». Из-за него ближайшие к нам галактики имеют не красное, а синее смещение, хотя это не значит, что они к нам приближаются. Однако, рассчитывая масштаб искажений, вносимый нашим локальным скоплением, учёные, видимо, всё-таки несколько его недооценили.
Сверхскопление Ланиакеа — это крупнейшая гравитационно связанная структура, частью которой мы являемся. Этот колосс имеет диаметр более 520 миллионов световых лет и содержит около 100 000 галактик. А движение Млечного Пути, притягиваемого к сердцу скопления, может дополнительно — и довольно сильно — исказить итоги вычислений астрономов.
Другими словами, именно влияние Ланиакеа заставляла напряжённость Хаббла казаться меньше, чем она есть на самом деле. Устранение искажений не просто заставит пересчитать величину этого космологического парадокса, но и отвергнуть несколько возможных частичных его объяснений, которые ещё недавно казались обнадёживающими. Сейчас их становится недостаточно.
Команда Джиани, видимо, и сама не предполагала, к каким выводам приведёт в общем-то вполне классическое исследование движения Млечного Пути под влиянием гравитации Ланиакеа. Но, по всей вероятности, решение парадокса расширения Вселенной откладывается на неопределённый срок.