Российские ученые создают новый алгоритм управления двигателями «Науки» на МКС
На орбите

Российские ученые создают новый алгоритм управления двигателями «Науки» на МКС

9 ноября 2023 года, 13:03

Сотрудники Московского физико-технического института (МФТИ) хотят оптимизировать алгоритм управления двигателями модуля «Наука» на российском сегменте Международной космической станции (МКС), чтобы он одновременно обеспечивал и передвижение, и ориентацию комплекса в пространстве. Как сообщили ученые Центра научной коммуникации (ЦНК) МФТИ, новая версия алгоритма будет также использоваться на модулях строящейся Российской орбитальной станции (РОС).

Прежний алгоритм, разработанный доцентом МФТИ Антоном Сумароковым и его коллегами по вузу в сотрудничестве со специалистами Ракетно-космической корпорации «Энергия», позволил успешно вывести на орбиту в июле 2021 года модуль «Наука» и состыковать его с МКС. Благодаря данному пакету программного обеспечения специалисты Центра управления полетами (ЦУП) получили возможность не только гибко управлять работой всех двигателей модуля, но и решить проблемы с функционированием части из этих установок прямо в космосе.

«Во время полета к МКС на модуле "Наука" произошел автоматический запрет работы почти трети всех двигателей. Но благодаря возможности алгоритма перераспределить нагрузку на другие двигатели модуль смог поддерживать нужную ориентацию в первые сутки полета», — рассказал Сумароков.

Что же касается новых версий этого алгоритма, то они будут способны решать даже более широкий спектр задач. По словам доцента МФТИ, обновленное ПО позволит одновременно управлять положением и ориентацией как Международной космической станции, так и других орбитальных комплексов и новых типов транспортных кораблей. Кроме того, ученые рассчитывают, что это поспособствует более экономичному расходу топлива и других ресурсов, задействованных в работе космических двигательных установок.

«Мы хотим модифицировать алгоритм, чтобы он не только решал задачу включения набора двигателей для формирования управляющих воздействий, но и чтобы у нас была возможность одновременно управлять ориентацией станции, отключая часть из работающих двигателей и решая при этом задачу оптимизации. Планируется, что новые версии алгоритма будут использоваться на перспективном транспортном корабле и на модулях Российской орбитальной станции», — резюмировал Сумароков.

Ранее российские специалисты хотели провести на МКС научный эксперимент с материалом для космических кораблей, способным восстанавливаться в случае повреждений. Его разработкой занимались сотрудники Центра Келдыша, отметившие, что основой такого материала станет неньютоновская жидкость.

Однако накануне гендиректор предприятия Владимир Кошлаков заявил, что ученые не успевают подготовить эксперимент к экспедиции белорусской женщины-космонавта Марины Василевской, которая должна была его выполнять. Ожидается, что Василевская войдет в состав экипажа корабля «Союз МС-25», который отправится к МКС в марте 2024 года. Сам же эксперимент будет отложен, но информации о сроках его проведения пока нет.