Юрий Борисов: «Перед нами стоит грандиозная задача перевернуть ситуацию»
Мнения

Юрий Борисов: «Перед нами стоит грандиозная задача перевернуть ситуацию»

27 октября 2023 года, 17:06

26 октября на базе Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» в подмосковном Королеве состоялось совещание по развитию ракетно-космической отрасли, на котором с большой речью выступил президент РФ Владимир Путин. На мероприятии присутствовал и глава Роскосмоса Юрий Борисов, рассказавший позднее в интервью телеканалу «Россия-24» об итогах встречи с главой государства, продлении эксплуатации Международной космической станции (МКС), строительстве национального орбитального комплекса и создании многоспутниковой группировки.

«Ничего вечного не бывает»

Одним из главных вопросов, которые обсуждались во время совещания с Владимиром Путиным, стало продолжение российской пилотируемой программы. Как признался Борисов, эта тема беспокоила многих специалистов космической отрасли, которые отмечали необходимость в том, чтобы исключить перерывы между проектами — в противном случае это может обернуться потерей наработанных компетенций.

«Вы знаете, что Международная космическая станция уже подходит к финишу своего существования. Мы продлили работу российского сегмента до 2028 года, но, к сожалению, она уже превысила все допустимые сроки существования», — подчеркнул Борисов, отметив, что 80% российского оборудования на МКС находится за пределами гарантийных сроков существования.

В этом контексте глава Роскосмоса процитировал слова генерального конструктора РКК «Энергия» Владимира Соловьева о том, что российские специалисты больше занимаются ремонтом станции, нежели проведением научных экспериментов на ее борту. В то же время госкорпорация совместно с коллегами из NASA постоянно занимается вопросами обеспечения безопасности работы экипажа МКС, заверил Борисов.

По его словам, на орбитальном комплексе находится очень много запасного оборудования для оперативной замены агрегатов, вышедших из строя. Все необходимое поставляется российскими грузовыми космическими кораблями серии «Прогресс МС». К слову, ближайший полет к МКС такого грузовика — «Прогресса МС-25» — намечен на декабрь 2023 года.

«Действительно, мы будем праздновать 25 лет Международной космической станции. Первый модуль был запущен еще в 1998 году. Безусловно, ничего вечного не бывает. Станция стареет. Тем не менее, вопрос безопасности экипажа — это вопрос первостепенный, и мы в тесном контакте с коллегами из NASA постоянно работаем, в первую очередь, над безопасностью экипажа и продолжением работы станции», — заверил Борисов.

«Российской орбитальной станции — быть»

Учитывая ситуацию с МКС, крайне необходимо, чтобы работы над созданием Российской орбитальной станции (РОС) стартовали со следующего года, подчеркнул глава Роскосмоса. Впрочем, начало ее строительству уже положено — как напомнил Борисов, на прошедшем совещании президент поручил утвердить проект создания станции, выделено финансирование и определены основные показатели по этому проекту. «Слава богу, что президент нас поддержал, и Российской орбитальной станции — быть», — сказал гендиректор и обозначил основные вехи по ее созданию.

В настоящее время «полным ходом» ведется разработка научно-экспериментального модуля, который, по признанию Борисова, первоначально планировалось запустить на МКС. Однако затем было принято решение, что он станет первым модулем будущей российской станции и, как ожидается, будет выведен на орбиту в 2027 году. Затем, к 2030 году, будет сформирован базовый состав РОС, а к 2032 году — уже ее полная конфигурация.

Глава Роскосмоса акцентировал, что Российская орбитальная станция будет создаваться на полярной высокоширотной орбите с наклонением 96,8 градуса, в то время как МКС летает на орбите с наклонением 51,6 градуса. Однако при существующих показателях обзор российской территории возможен всего лишь на 10-15%, тогда как полярная орбита обеспечит 100-процетный обзор. «Нам важно осуществлять мониторинг, особенно с освоением арктических рубежей. Новая станция будет 16 раз в сутки видеть состояние Северного морского пути — это как пример», — пояснил Борисов.

Что же касается стоимости создания станции, то речь идет примерно о 609 миллиардах рублей до 2032 года. В первые же три года строительства РОС, то есть с 2024-го по 2026 год, российским специалистам потребуется 150 миллиардов рублей. «Эта сумма, хоть она и очень большая, но на создание самой группировки будет тратиться чуть меньше половины. Огромные средства потребуются в развитие наземной космической инфраструктуры, подготовку космодрома Восточный, подготовку ракетоносителей — это комплексная работа», — рассуждает Борисов.

«Мы оказались не готовы»

В России нужно кардинальным образом менять модель индустрии спутников, поскольку в настоящее время она неконкурентоспособна, посетовал глава Роскосмоса. Он напомнил, что еще в 1975 году у СССР было примерно 27% мирового рынка всех космических услуг, тогда как сейчас российская орбитальная группировка насчитывает около 220 аппаратов — это всего порядка 2,5% от мировой космической группировки, чье количество превышает уже 8900 спутников.

С ростом востребованности космических услуг спутниковая группировка в мире за последние 10 лет увеличилась кратно. Нынешние производственные возможности США позволяют им создавать около трех тысяч аппаратов в год, в Китае создано шесть производств, способных изготавливать примерно 1200–1500 аппаратов в год, однако в России все спутникостроительные фирмы могут производить всего лишь 40 спутников в год. «Вот сравните. Неконкурентоспособны. Перед нами стоит грандиозная задача перевернуть ситуацию», — подчеркнул Борисов, добавив, что наша страна попросту оказалась неготовой к таким темпам.

«По нашим оценкам, к 2030 году российская космическая группировка должна насчитывать не менее 1200 спутников, к 2035-2036 годам приблизится к трем тысячам, мировая космическая группировка к этому периоду прогнозируется в составе около 60-70 тысяч», — поделился глава Роскосмоса.

По его словам, изменилась сама индустрия: если раньше конструкторы создавали тяжелые дорогостоящие спутники и заботились об увеличении срока их существования на орбите, то теперь надежность предоставления спутниковых услуг зависит не от отдельного космического аппарата, а определяется надежностью самой группировки. К примеру, компания Илона Маска в рамках проекта Starlink делает более дешевые спутники и быстро восполняет группировку при выходе из строя одного из аппаратов. Сегодня ее группировка приближается уже к 4000 спутников.

Между тем в России сборка одного аппарата на территории предприятия идет около 18-20 месяцев, при таких условиях создавать многоспутниковые группировки «просто-напросто невозможно», поэтому нужно менять модель и переходить к конвейерному производству. Последнее, по словам Борисова, требует стандартизации и унификации технических решений, снижения номенклатуры элементной базы и разработки стандартного набора космических приборов.

В этой связи он сообщил, что в Красноярске на мощностях предприятия «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева» к 2025 году должны быть готовы участки для серийной сборки около 125 спутников в год, а на НПО им. С.А. Лавочкина готовится аналогичная площадка. Впрочем, этого по-прежнему «мало». Перед отечественной космической промышленностью стоит задача создать к рубежу 2025-2026 годов мощности по выпуску 200-250 аппаратов в год, а к 2030 году — нарастить их выпуск до 400 в год.

«Практически нам придется перестроить модель всей кооперации и настроить ее на серийную конвейерную сборку. Очень такой серьезный вызов для нас. Но если мы этого не сделаем, можем серьезно отстать от развития всей космической индустрии, и нас обгонит к 30-му году не только Китай и Соединенные Штаты, но и Великобритания, и Индия и, может быть, другие страны. Поэтому мы ни в коем случае не должны допустить этого», — подвел черту Борисов. 

«Луна-25» создавалась «недопустимо долго»

Говоря о российской автоматической межпланетной станции «Луна-25», которая 19 августа столкнулась с поверхностью естественного спутника Земли из-за нештатного функционирования бортового комплекса управления, Борисов отметил, что она создавалась целых 16 лет — а это «недопустимо долго» для такого рода проектов, которые должны завершаться не более чем за 5-7 лет.

Глава Роскосмоса добавил, что за время строительства станции сменилось несколько поколений разработчиков. «Это связано в первую очередь с неритмичным финансированием. Такого рода эксперименты и работы нужно начинать и заканчивать в обозримые сроки. Это должно быть не более 5-7 лет. Но растягивать эксперименты на такие сроки — это просто недопустимо», — резюмировал он.

Ранее заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», главный конструктор Российской орбитальной станции Владимир Кожевников заявил, что проект РОС уже находится в финальной стадии утверждения. Он также рассказал, когда будет разработан базовый модуль станции, какие корабли будут использоваться для доставки грузов и экипажа и чем станция будет отличаться от МКС.