В Роскосмосе рассказали о создании аппаратов и оборудования для проекта «Сфера»
Проекты

В Роскосмосе рассказали о создании аппаратов и оборудования для проекта «Сфера»

24 октября 2023 года, 09:58

Роскосмос заключил контракт на разработку и изготовление шести космических аппаратов для орбитальной группировки «Скиф». Для них уже разработана система на основе активной фазированной антенной решётки (АФАР), позволяющая обеспечить передачу данных на скорости до 420 Мбит/с, например, на трассах Севморпути. Помимо этого, в госкорпорации рассказали, как проходит работа над двумя другими проектами: многоспутниковой системой обзорной съемки «Грифон» и низкоорбитальной системой прямого спутникового доступа (Direct-to-Cell).

Система спутниковой связи «Скиф» предполагает размещение 12 космических аппаратов в трех плоскостях с наклонением орбит 90 градусов к экватору и высотой 8070 километров. Ожидается, что это обеспечит наилучшее качество предоставления услуг, в том числе в северных регионах России. На первом этапе программы планируется развертывание шести спутников, изготовление которых начнется в следующем году.

Специалисты холдинга «Российские космические системы» (входит в Роскосмос) уже завершили разработку для спутников "Скиф" системы передачи данных на базе активной фазированной антенной решётки. Особенность АФАР — «адаптивная» направленность лучей для формирования зоны обслуживания заданной формы в любой точке планеты, за которое отвечает управляющий процессор. Система позволяет передавать данные на скорости 420 Мбит/с на трассах Севморпути и в других труднодоступных регионах России. В дальнейшем планируется развернуть серийное производство АФАР.

На днях также стало известно, что первый, демонстрационный спутник «Скиф-Д» почти завершил этап летно-экспериментальной отработки и успешно выполнил свою основную задачу по защите орбитально-частотного ресурса. Он был запущен 22 октября 2022 года и спустя ровно год продолжает эксплуатироваться и участвовать в экспериментах: в частности, при его отработке удалось достичь скорости передачи данных в 6,5 Мбит/сек.

Система спутниковой связи «Скиф» реализуется в рамках федерального проекта «Сфера» и включает в себя орбитальные группировки спутников связи и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). В дальнейшем Роскосмос намерен присоединить к этому проекту многоспутниковую систему обзорной съемки «Грифон»: сделать это планируется в том числе и за счет привлечения внешних инвестиций.

Группировка системы «Грифон» будет состоять из 136 малых космических аппаратов, которые обеспечат получение данных с территории России каждые 30 часов и не реже 38 часов по всему миру. Данные со спутников будут использоваться для выявления изменений природных явлений и техногенных процессов, регулирования транспортных потоков и мониторинга добычи полезных ископаемых.

Помимо этого, Роскосмос начал работы по формированию облика низкоорбитальной системы прямого спутникового доступа Direct-to-Cell («напрямую на сотовый»). Она позволит подключать мобильные устройства к спутниковой сети при отсутствии сотовой инфраструктуры. Работы проводятся на базе Центрального научно-исследовательского института машиностроения (входит в Роскосмос), к ней привлечены ключевые организации отрасли, ряд предприятий из внешнего контура и передовые вузы.

«После проработки облика начнутся эскизное проектирование системы и создание двух экспериментальных космических аппаратов. Требуется увязка с наземными сетями, в том числе сопряжение протоколов с сотовыми операторами, а также выработка ряда технических решений для создания спутников», — подчеркнули в Роскосмосе.

В ближайшее время госкорпорация собирается подписать контракты с целым рядом организаций: компаниями «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» и «Спутниковая система “Гонец”», Научно исследовательским институтом Радио, компанией «Газпром СПКА» и Московским физико-техническим институтом. Также идет взаимодействие с сотовыми операторами МТС и Теле 2.