Ракета Alpha могла пробить «дыру» в атмосфере во время запуска с военным грузом
Запуски

Ракета Alpha могла пробить «дыру» в атмосфере во время запуска с военным грузом

25 сентября 2023 года, 11:04

Ракета-носитель Alpha, которая 15 сентября отправила на орбиту секретный спутник Космических сил США, могла пробить «дыру» в верхних слоях атмосферы Земли. Такой вывод был сделан на основании красного пятна, оставшегося на небе после ее взлета.

Помимо американских военных, за прошедшим запуском следили и простые наблюдатели, которые обратили внимание, что ракета-носитель оставила после себя огромный шлейф газов, который был виден на расстоянии более 1600 километров. После того, как шлейф рассеялся, в небе заметили красное свечение — явный признак того, что ракета проделала «дыру» в ионосфере — верхнем слое земной атмосферы, который простирается на расстояние от 80 до 645 километров над поверхностью Земли.

Ракеты создают ионосферные дыры, когда топливо их вторых ступеней сгорает в средней части ионосферы, на высоте примерно 200-300 километров над земной поверхностью. Углекислый газ и водяной пар из выхлопных газов ракеты заставляют ионизированные атомы кислорода соединяться или вновь образовывать обычные молекулы кислорода. В результате молекулы начинают излучать энергию в виде света.

Этот процесс чем-то напоминает полярное сияние, за исключением того, что свечение вызвано солнечным излучением, нагревающим газы, а не объединением атомов. Такие «пробоины» в ионосфере не представляют угрозы для людей на Земле и естественным образом закрываются в течение нескольких часов.

Подобное явление в этом году происходит уже не впервые. В июле после запуска ракеты Falcon 9 компании SpaceX над Аризоной образовалось огромное кроваво-красное пятно, которое было видно за сотни километров.

Частная американская компания Firefly Aerospace запустила свою ракету-носитель Alpha с базы Космических сил США «Ванденберг» в Калифорнии 14 сентября в 10:28 по местному времени (15 сентября в 05:27 мск) по контракту с американским министерством обороны. Сроки запуска не были обнародованы, и старт не транслировался в прямом эфире. От момента поступления заказа от Пентагона на проведение пуска до самого старта Firefly Alpha прошло всего 27 часов, что стало новым рекордом по скорости реализации поручения.

Ракета отправила на орбиту «спутник-шпион» VICTUS NOX (TacR S-3), который позволит космическим силам следить за всем, что происходит на орбите. Firefly Aerospace получила заказ на полет ракеты Alpha в октябре 2022 года в рамках контракта Orbital Services Program 4. Полезная нагрузка для миссии VICTUS NOX была изготовлена компанией Millennium Space, дочерним предприятием фирмы Boeing.