Марсоход Curiosity с четвертой попытки достиг марсианского хребта
Технологии

Марсоход Curiosity с четвертой попытки достиг марсианского хребта

19 сентября 2023 года, 10:13

Марсоход NASA Curiosity с четвертой попытки достиг хребта Гедиз Валлис на Марсе. Он передал на Землю панорамный снимок с вершины. Изучение этой возвышенности, образованной древними селевыми потоками, позволит заглянуть в прошлое Марса и узнать больше о местах, до которых аппарат не сможет добраться.

Три миллиарда лет назад, во время одного из последних влажных периодов на Марсе, мощные селевые потоки перенесли грязь и валуны вниз по склону огромной горы. Ветер распределил их по поверхности, вследствие чего сформировался горный хребет Гедиз Валлис. Он интересен для исследователей, поскольку по нему можно восстановить информацию о водном прошлом Красной планеты.

Марсоход Curiosity достиг возвышенности с четвертой попытки. Восхождение было осложнено острыми, как нож, скалами и слишком крутыми склонами. После одного из самых сложных маневров, с которыми когда-либо сталкивался марсоход, Curiosity 14 августа прибыл в район, где он смог изучить материалы на поверхности возвышенности с помощью своей 2-метровой роботизированной "руки".

«Спустя три года мы, наконец, нашли место, где Curiosity смог безопасно подняться на крутой гребень, - сказал Эшвин Васавада, научный сотрудник проекта Curiosity в Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии. – Это волнующе, иметь возможность протянуть руку и прикоснуться к камням, которые были перенесены с мест высоко на горе Шарпа, которые марсоход никогда не смог бы посетить».

Марсоход провел на гребне 11 дней, делая снимки и изучая состав пород, которые возникли в другом месте горы. 19 августа прибор Mastcam на борту марсохода сделал 136 снимков на хребте Гедиз Валлис. Собранные воедино, они обеспечивают 360-градусный обзор окружающей местности. На этой панораме виден путь, по которому Curiosity поднимался по склону горы, в том числе через долину Маркер-Бэнд, где были обнаружены свидетельства существования древнего озера.

Благодаря Curiosity, ученые впервые смогли рассмотреть вблизи разрушенные остатки геологического объекта – «веер селевого потока», когда обломки, перемещающиеся вниз по склону, образуют веерообразную форму. Подобное явление наблюдается и на Земле, но ученые все еще выясняют, почему оно происходит.

Пока исследователи изучают снимки и данные с хребта, Curiosity перешел к следующему заданию. Ему нужно найти путь к каналу, расположенному над хребтом, чтобы ученые могли узнать больше о том, в каком месте и как вода в давние времена стекала с горы Шарпа.

Марсоход Curiosity с 2014 года поднимается по нижней части горы Шарпа (также известной как гора Эолида) высотой 5 километров, обнаруживая по пути свидетельства древних озер и ручьев. Разные слои горы представляют разные эпохи марсианской истории и по мере подъема аппарата, ученые узнают больше о том, как менялся ландшафт Марса с течением времени. Хребет Гедиз Валлис сформировался одним из последних на горе, что делает его одной из самых молодых геологических «капсул времени», которые может увидеть Curiosity.