Индия испытала парашюты для спускаемого модуля пилотируемого корабля «Гаганьян»
Проекты

Индия испытала парашюты для спускаемого модуля пилотируемого корабля «Гаганьян»

4 сентября 2023 года, 13:18

Пока внимание широкой публики приковано к индийской автоматической межпланетной станции «Чандраян-3», страна продолжает делать шаги к независимому запуску астронавтов в космос. В минувшем месяце Индийская организация космических исследований (ISRO) сообщила о проведении испытаний тормозного парашюта пилотируемого космического корабля «Гаганьян», который находится в разработке.

Индийская миссия «Гаганьян» предусматривает отправку на низкую околоземную орбиту и безопасное возвращение на Землю трех астронавтов. Запуск предполагается провести в следующем году. Требования к технологиям пилотируемого корабля совершенно иные, чем к автоматическим космическим аппаратам, которые запускались в Индии ранее, поэтому тестам по безопасности уделяется основное внимание.

Важным этапом работ по подготовке первой индийской пилотируемой миссии стало тестирование посадочного оборудования: с 8 по 10 августа прошли испытания по раскрытию тормозного парашюта, играющего ключевую роль в стабилизации модуля экипажа и снижении его скорости до безопасного уровня перед открытием основного парашюта.

Тест проводился на объекте Исследовательской лаборатории баллистики в городе Чандигарх, входящем в структуру Космического центра имени Викрама Сарабхаи. Имитация ввода проводилась с помощью рельсовых ракетных салазок (саней) — платформы, которую ракетный двигатель разгоняет по специальным направляющим до высоких — вплоть до сверхзвуковых — скоростей.

ISRO
ISRO

Тормозные парашюты вводятся в окружающий поток с помощью пиромеханизмов, известных как «вышибные мортиры». Купола этих парашютов диаметром 5,8 метра имеют форму кольца с большим отверстием в центре, и собраны из отдельных лент. Они способны выдерживать очень большой напор воздуха при скорости, близкой к сверхвуковой, и имеют одноступенчатый механизм рифления: сначала парашют наполняется воздухом лишь частично, гасит скорость и смягчает ударные перегрузки при открытии. Затем рифление разрывается, купол наполняется полностью, обеспечивая плавный и контролируемый спуск.

В ходе трех комплексных испытаний моделировались реальные сценарии для тщательной оценки характеристик и надежности тормозных парашютов. Первое испытание, имитировавшее максимальную нагрузку с рифлением, проводилось на территории Индии впервые. Второе испытание имитировало максимальную нагрузку без рифления, а третье продемонстрировало раскрытие тормозного парашюта, когда модуль экипажа движется под большим углом к набегающему потоку. Если все пойдет по плану, то следующие тесты состоятся уже в конце сентября — начале октября.

Парашютная система модуля экипажа «Гаганьян» имеет в общей сложности 10 куполов. Сначала в поток вводятся два чехла тормозных парашютов, за которыми следуют собственно тормозные парашюты. Они обеспечивают начальное торможение и стабилизацию модуля (они и испытывались в Чандигархе). После отделения тормозных парашютов миссия переходит в фазу извлечения трех основных куполов (выполняется с помощью трех специальных вытяжных парашютов). Купола основных парашютов наполняются и обеспечивают скорость снижения модуля экипажа до безопасного уровня для мягкого приземления (приводнения).

Ранее в этом году ISRO совместно с ВМС Индии протестировала порядок действий по спасению макета модуля экипажа из закрытого бассейна. В дальнейшем индийское космическое агентство проведет еще несколько беспилотных полетов корабля «Гаганьян», чтобы убедиться, что ракета-носитель LVM-3 вполне безопасна. Первый из этих тестов намечен на конец текущего года.    

Первого же запуска корабля «Гаганьян» с экипажем стоит ожидать не ранее конца следующего года. Полет будет коротким и пройдет на низкой околоземной орбите. Но если это случится, то Индия станет четвертой страной в мире (после России, США и Китая), способной отправлять людей в космос самостоятельно.