Восемь ультраярких рентгеновских источников обнаружены в «одинокой» галактике
Наука

Восемь ультраярких рентгеновских источников обнаружены в «одинокой» галактике

23 августа 2023 года, 09:21

Ультраяркие рентгеновские источники (ultraluminous X-ray source, ULXs) — это точечные объекты в звездном небе, излучение которых на большинстве длин волн (в том числе в рентгеновском диапазоне) мощнее, чем у миллиона Солнц. По яркости они уступают лишь квазарам, а их природа до сих пор остается неизученной.

Тем важнее, что команда китайских астрономов во главе с Чен-Сун Ма при помощи космического телескопа «Чандра» нашла в галактике NGC 1559 целых восемь новых сверхъярких рентгеновских источников. Общее количество обнаруженных точечных объектов, излучающих в Х-диапазоне, достигло 33.

Расположенная на расстоянии около 41 миллиона световых лет от Земли NGC 1559 представляет собой большую спиральную галактику, «щупальца» которой характеризуются очень высокой скоростью звездообразования и не менее высокой звездной активностью: за последние 40 лет в ней произошло по меньшей мере четыре вспышки сверхновых. При этом ее считают одной из самых «одиноких» галактик в обозримой Вселенной.

Наиболее яркий ULXs из восьми, о которых сообщалось в исследовании, обозначен как X-17. Его рентгеновская светимость составляет около 7,98 дуодециллиона эрг/с (десять в 39-й степени — нули этого числа заняли бы целый абзац!) при энергии, оцениваемой примерно в 0,3–7 килоэлектронвольт. Если же учитывать верхнюю границу точности аппаратуры, то рентгеновская светимость X-17 может даже превысить 10 дуодециллионов эрг/с.

Для сравнения: наиболее слабый ULXs, обнаруженный в галактике и обозначенный как X-6, имеет яркость всего лишь на уровне 1,06 дуодециллиона эрг/с. В то же время X-6 имеет фотонный индекс (наклон степенного спектра) больше 2,5, что указывает на возможное тепловое происхождение излучения — в отличие от других семи сверхъярких рентгеновских источников, которые являются нетепловыми системами.

Группа китайских астрономов посчитала удивительным, что в исследуемой галактике было обнаружено такое большое количество ультраярких рентгеновских источников: «Мы попытались объяснить избыток ULXS, используя аргументы низкой металличности или звездообразования, и сравнили с аналогичными случаями в других близлежащих галактиках. К сожалению, удовлетворительного объяснения этому до сих пор нет».

Вероятно, отсутствие видимого объяснения лишь подтолкнет ученых к тому, чтобы уделить чуть больше внимания загадочным сверхъярким объектам и, наконец, выявить их природу.