Успешно испытан российский газовый двигатель для наноспутников
Технологии

Успешно испытан российский газовый двигатель для наноспутников

16 августа 2023 года, 14:11

Первые испытания отечественного газового двигателя для малых спутников прошли успешно. Устройство сможет менять скорость спутника и высоту, на которой он находится. В том числе, это поможет сводить кубсаты с орбиты после окончания их службы, чтобы сократить количество космического мусора.

Специалисты ГК «Геоскан» и ОКБ «Факел» в июле провели тесты двигателя, установленного на  наноспутнике «Геоскан-Эдельвейс», который был выведен на орбиту год назад. В ходе испытаний требовалось проверить, сможет ли работать такой двигатель в космосе, и узнать, как его включения повлияют на орбиту космического аппарата. Эксперимент прошел успешно – было зафиксировано ускорение от импульсов, что подтвердило работоспособность газовой двигательной установки.

Создаваемое двигателем ускорение фиксировалось с помощью акселерометра, установленного на космическом аппарате – этот прибор позволяет определить, какое приращение скорости обеспечивает двигатель. В ходе теста двигатель выдал восемь импульсов по четыре секунды с интервалом в минуту.

«После тестовых импульсов спутник начал закручиваться, а ток на солнечных панелях — падать. Наши разработчики приняли решение завершить эксперимент, чтобы сохранить спутник в рабочем состоянии», - рассказали в ГК «Геоскан».

Испытания показали, что двигатель может менять скорость спутника и высоту орбиты. В перспективе подобные установки могут использоваться для коррекции местоположения аппаратов, в том числе, при их сходе с орбиты после окончания срока службы. Это позволит избежать появления нового космического мусора.

«Геоскан-Эдельвейс» – российский наноспутник формата кубсат 3U. Он предназначен для испытания спутниковой платформы «Геоскан-3U» – той части космического аппарата, которая отвечает за электропитание, связь и управление полезной нагрузкой, а также создает условия для работы приборов во время космического полета. В качестве полезной нагрузки, аппарат имеет GNSS-приемник компании «Элвис» и газовую двигательную установку (ГДУ) с баллонами, заправленными азотом.

ГДУ на "Геоскане-Эдельвейсе" была разработана в ОКБ «Факел» при поддержке Фонда содействия инновациям специально для спутников CubeSat 3U.

Кубсат отправили на орбиту 9 августа 2022 года с космодрома Байконур в рамках образовательного проекта Space-π при поддержке Роскосмоса.