Астрономы обнаружили сверхтесную двойную звездную систему
Большой взрыв

Астрономы обнаружили сверхтесную двойную звездную систему

9 августа 2023 года, 10:03

Астрономы уже привыкли к системам из двух звёзд, вращающихся на некотором удалении вокруг общего центра массы. Но крайне редко наблюдаются двойные звёзды которые практически срослись. Такой уникальный космический объект изучила группа астрономов под руководством Эхсана Паки.

Используя обсерваторию в Тулоне, астрономы провели первое фотометрическое исследование бинарной системы типа W UMa в созвездии Большой Медведицы, известной как CSS J003106.8 + 313347. Результаты оказались интригующими. Две звезды не просто вращаются на сверхкоротком расстоянии друг от друга, но и буквально соприкасаются.

CSS J003106.8 + 313347, находящаяся на расстоянии около 4 900 световых лет от нас – это система с коротким орбитальным периодом (примерно в 0,344 дня), и состоит она из двух звёзд, которые имеют общую атмосферу и внешнюю плотную оболочку. Такие двойные звёзды называются «контактными».

Астрономы наблюдали систему непрерывно в течение двух ночей в конце 2022 года и получили почти 300 изображений. Более восьми месяцев ушло на их тщательный анализ.

Наблюдения показали, что одна из звёзд CSS J003106.8 + 313347 имеет температуру 5477 К. Вторая ещё на 321 К горячее, а это значит, что звёзды имеют спектральные типы G8 и G5 соответственно. Основная звезда имеет радиус около 1,29 солнечных, а её масса приблизительно в 1,67 больше, чем у Солнца. Светимость же измерена как 1,35 солнечной яркости.

Вторая звезда несколько меньше и по характеристикам сильно напоминает Солнце: радиус около 1,09 солнечных и масса не более 1,17 масс нашего светила. Впрочем, яркость несколько больше: на уровне 1,22 светимости Солнца.

Что касается возраста двух компонентов системы, то диаграмма Герцшпрунга–Рассела показывает, что первая звезда достигла «линии окончания главной последовательности звезды» (TAMS), в то время как вторая до сих пор находится на «линии нулевого возраста» (ZAMS). Астрономы отметили, что это вполне согласуется с современными теориями, пытающимися объяснить эволюцию двойных звезд. И в будущем поможет сделать эволюцию подобных систем гораздо более прозрачной для науки.