27 декабря 1971 стартовал спутник «Ореол» — он помог изучить полярные сияния
В разгар холодной войны с космодрома Плесецк стартовал уникальный спутник, созданный совместными усилиями советских и французских ученых. «Ореол» был первым в мире аппаратом, который отправился изучать тайну полярных сияний прямо к месту их рождения — в верхние слои атмосферы.
Запуск космического аппарата «Ореол» стал кульминацией пятилетней подготовки в рамках советско-французского проекта «АРКАД» (ARCAD — сокращение от Arctic Aurora Density, «плотность арктических полярных сияний»). Его научной целью было проведение комплексных геофизических исследований в полярных областях верхней атмосферы Земли и изучение природы полярных сияний.
Аппарат массой 348 кг, созданный на платформе ДС-У2-ГКА в конструкторском бюро «Южное», был оснащен спектрометрами, магнитометром и счетчиком Гейгера, разработанными учеными Института космических исследований АН СССР и Национального центра космических исследований Франции. Выведенный на эллиптическую орбиту с высотой апогея около 2000 км, спутник получил уникальную возможность изучать процессы там, где заряженные частицы солнечного ветра, сталкиваясь с магнитосферой Земли, рождают полярные сияния.
«Ореол» позволил впервые провести детальные измерения характеристик так называемых «авроральных частиц» (электронов и ионов, вторгающихся в атмосферу), еще до их взаимодействия с ионосферой. Спутник собрал новые данные о явлении «водородного сияния», вызываемого протонами высоких энергий, и передал ценные сведения о структуре «полярного каспа» — особой воронкообразной области в магнитосфере. Собранная информация во многом сформировала современные представления о явлениях в верхней атмосфере нашей планеты.
Успех первой миссии привел к запуску аналогичного «Ореола-2» в 1973 году и более совершенного «Ореола-3» в 1981-м. Последний был оснащен французской бортовой ЭВМ для управления экспериментами, став прообразом современных исследовательских платформ, где обработка данных начинается прямо на орбите. Проект «АРКАД» показал отличный пример сотрудничества между странами. Французские приборы позже устанавливали и на других советских аппаратах, включая станции, направляющиеся на Венеру и Марс.
О том, какие современные приборы ИКИ РАН работают на космических аппаратах США и Европы, рассказывали в материале.