Пуск японской ракеты H3 завершился неудачей: двигатель второй ступени отключился раньше срока
Во время пуска японской ракеты-носителя H3 произошла авария: двигатель второй ступени отключился раньше запланированного момента. Об этом сообщили специалисты JAXA во время прямой трансляции пуска. Сейчас агентство разбирается в причинах произошедшего.
Пуск состоялся с космодрома Танэгасима и с первого взгляда проходил штатно. Первая ступень отработала и успешно отделилась. Проблема возникла уже на втором этапе полета — вторая ступень должна была вывести на орбиту навигационный спутник QZS-5 («Митибики №5»), предназначенный для японской «квазизенитной» системы позиционирования QZSS, которую часто неправильно называют национальным аналогом GPS. В результате космический аппарат не удалось вывести на запланированную орбиту, и запуск завершился неудачей. JAXA проводит расследование причин инцидента.
Изначально спутник планировали отправить в космос еще в декабре 2024 года, но старт перенесли после обнаружения неисправности в бортовом оборудовании ракеты. Наблюдатели отмечают, что пуск ракеты произошел после двух отмен, состоявшихся ранее из-за технических неполадок.
Во время послепусковой пресс-конференции представители JAXA сообщили, что ещё на этапе работы первой ступени (примерно на 200-й секунде полета) началось падение давления в баке горючего второй ступени. Первое включение двигателя второй ступени длилось на 25 секунд дольше запланированного (471 вместо 446 секунд), при втором включении на 1501-й секунде полета двигатель почти сразу выключился.
Американские средства контроля зарегистрировали «Митибики №5» при прохождении апогея, но, судя по всему, связка «спутник-ступень» разрушилась, проходя перигей орбиты, который оказался нерасчетно низким.
Спутники «Митибики» дополняют глобальные навигационные системы. Они улучшают прием навигационного сигнала в городах и горных районах, где обычный GPS часто работает нестабильно. По данным японских СМИ, точность QZSS для гражданских пользователей позволяет добиться погрешности в определении местоположения объектов на поверхности Земли в несколько сантиметров, в то время как американская GPS — в несколько метров.
Кроме навигации, система применяется для передачи экстренных предупреждений — например, о землетрясениях и других стихийных бедствиях. В перспективе Япония планирует довести группировку до семи аппаратов.
Следующий, последний спутник серии «Митибики» по плану должен быть запущен в феврале 2026 года. О дальнейших сроках JAXA сообщит после завершения расследования причин нынешнего инцидента.
H3 — это самая мощная японская ракета-носитель, две ступени которой работают на кислородно-водородном топливе. Это был её седьмой пуск, в том числе второй аварийный. Для чего она предназначена, рассказывали в этом материале.