Первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-6»
Космический архив

Первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-6»

10 декабря 2025 года, 05:00

48 лет назад, 10 декабря 1977 г., с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-У», которая вывела на расчетную околоземную орбиту космический корабль «Союз-26». Пилотировали корабль командир — космонавт-испытатель, подполковник ВВС Юрий Романенко и бортинженер — Герой Советского Союза, инженер-космонавт-испытатель 3-го класса Георгий Гречко. Через сутки корабль пристыковался к стыковочному узлу на агрегатном отсеке станции «Салют-6». Георгий и Юрий перешли на борт станции и приступили к выполнению программы первой основной экспедиции, которая завершилась установлением мирового рекорда длительности непрерывного космического полета, равного 96 суткам 10 часам 8 секундам.

Ключевые моменты 1-й долговременной экспедиции на станцию «Салют-6»

  • Первая успешная стыковка с долговременной орбитальной станцией 3-го поколения.

  • Установлен мировой рекорд продолжительности космического полета.

  • Первая встреча космонавтами СССР Нового года на орбите.

  • Первая в мире экспедиция посещения.

  • Впервые в мире экипажи обменялись кораблями.

  • Успешное испытание первого в мире автоматического грузового космического корабля-танкера.

  • На станции работал первый в мире международный экипаж. 

Что такое орбитальная станция «Салют-6»

«Салют-6» (ДОС-5 № 125) — это первая станция третьего поколения серии долговременных орбитальных станций (ДОС), создаваемых с 1970 года в НПО «Энергия» (до 1974 г. — Центральное КБ экспериментального машиностроения). При той же массе, около 19 тонн, от станции второго поколения («Салют-4», ДОС-4 № 124) ДОС-5 прежде всего отличалась появлением второго стыковочного узла, располагавшегося между двумя камерами сгорания объединенной двигательной установки. Два стыковочных узла позволяли основной долговременной экспедиции принимать не только пилотируемые корабли с «экспедициями посещения», но и специально разработанные автоматические грузовые корабли «Прогресс», которые могли не только доставлять на станцию грузы, но и дозаправлять ее баки топливом. Такая возможность позволила продлить полет станции с нескольких месяцев до нескольких лет (до окончания ресурсов ключевых бортовых систем).

Для обеспечения многочисленных двигателей станции топливом на ДОС-5 объединили все топливные баки в единую систему. Это исключило прекращение полета всей станции из-за окончания топлива каких-то одних двигателей. Переходный отсек у ДОС-5 обзавелся боковым люком для выхода в открытый космос космонавтов в новых скафандрах «Орлан-Д». Были и другие конструктивные изменения.

Новая стация «Салют-6» могла быть потеряна

«Салют-6» была выведена на околоземную орбиту с Байконура ракетой-носителем «Протон-К» 29 сентября 1977 г. Уже 9 октября 1977 г. к ней стартовал корабль «Союз-25» с первой основной экспедицией, полет которой должен был продолжаться 100 дней. В экипаже — два нелетавших космонавта: подполковник ВВС Владимир Ковалёнок и инженер НПО «Энергия» Валерий Рюмин. Через сутки корабль под управлением команд с Земли и радиотехнической системы сближения «Игла» приблизился к станции со стороны переходного отсека. На расстоянии около 100 метров Ковалёнок перевел корабль в ручной режим и попытался пристыковаться к стыковочному узлу на переходном отсеке «Салюта-6». Существует две версии дальнейших событий.

Согласно первой, на расстоянии 50 м космонавты обнаружили, что станция повернута к ним бортом. Они успели затормозить корабль в полутора метрах от нее, после чего корабль и станция начали удаляться друг от друга. Когда расстояние между ними превысило километр, космонавты вновь включили систему «Игла» и под ее управлением начали облет станции. «Земля» по телеметрическим данным заметила, что расход топлива при этом слишком большой, и руководитель полёта А. С. Елисеев дал команду перейти на ручное управление. Стыковочные узлы соприкоснулись, но вместо сигнала «Механический захват» загорелся транспарант «Отвод». Корабль завис в 30 м от станции в ожидании команды с Земли. Но связи с Землей не было. Космонавты предприняли еще две попытки, но захвата так и не произошло.

Экипаж "Союза-25": Владимир Коваленок и Валерий Рюмин

Вторая версия изложена сотрудником Российского государственного архива научно-технической документации С. Х. Шамсутдиновым: «Космонавты выполнили две попытки состыковаться со станцией, но оба раза неудачно. В первом случае штанга стыковочного агрегата корабля не попала в приемный конус станции, и космические аппараты соприкоснулись своими шпангоутами. Во время второй попытки штанга корабля ударила в торец стыковочного шпангоута станции».

Руководитель полёта Алексей Елисеев рассказывал автору: «Самое сложное в этой работе – принимать решение, когда речь идет о возможной гибели экипажа. Например, когда В. Рюмину и В. Ковалёнку не удалось состыковаться с «Салютом-6». Они «зависли» около станции, истратив почти все топливо, и пытались состыковаться. В итоге они попали «в тень» станции с запасом топлива только на одну попытку посадки. На отвод корабля от станции топлива уже не было. Время идет – корабль от станции не уходит, а мы ни один двигатель включить не можем. Многие считали, что в этой ситуации через полвитка корабль и станция неконтролируемо сойдутся. И вот в такой ситуации, когда ты понимаешь, что от твоего решения во многом зависит жизнь экипажа, принять решение очень трудно. Я принял решение – ждать… И корабль отошел сам, топлива на посадку все-таки хватило…».

У создателей «Салюта-6» возник справедливый вопрос: не поврежден ли стыковочный узел на переходном отсеке станции от ударов «Союза-25»? Если поврежден и стыковка к нему невозможна, тогда все преимущества станции благодаря наличию двух стыковочных узлов исчезают. Стали бы невозможными экспедиции посещения космонавтов социалистических стран по программе «Интеркосмос». Да и станцию не удалось бы эксплуатировать три года, как планировалось.

Первый этап экспедиции на орбитальную станцию «Союз-6»

В сентябре 1975 г. для работы в составе основных длительных экспедиций на орбитальную станцию «Салют-6» начали подготовку четыре экипажа:

  1. В. В. Ковалёнок и В. В. Рюмин;

  2. Ю. В. Романенко и А. С. Иванченков;

  3. В. А. Ляхов и Г. М. Гречко;

  4. Л. И. Попов и Б. Д. Андреев.

Единственным космонавтом в этой команде, имевшим опыт космического полета, был Георгий Гречко.

В сентябре 1976 г. для первой в мире экспедиции посещения со сменой корабля начали подготовку экипажи: В. А. Джанибеков и П. И. Колодин, А. И. Дедков и Ю. А. Пономарев. Все они также были нелетавшими космонавтами.

За годы подготовки экипажи сработались, освоили системы корабля и новой станции, сдали все экзамены и прошли комплексные тренировки. Но после неудачной стыковки Ковалёнка и Рюмина на корабле «Союз-25» с «Салютом-6» в октябре 1977 г. всё изменилось.

Государственная комиссия, проводившая «разбор полета», пришла к выводу, что в неудачной стыковке во многом вина космонавтов. И Ковалёнок, и Рюмин не имели опыта космических полетов, поэтому воздействие факторов невесомости на них в первые сутки полета было наиболее острым. Кроме того, оба были по натуре лидерами: Ковалёнок привык командовать экипажами военно-транспортных самолетов, а Рюмин до отряда работал заместителем ведущего конструктора орбитальных станций типа ДОС, и кто, как не он, знал всё о станции «Салют-6». Когда на борту возникли проблемы со стыковкой, а связи с Землей не было, космонавты не смогли принять единое и правильное решение.

Как следствие, Владимир Ковалёнок и Валерий Рюмин стали первыми в истории отечественной космонавтики, кому за первый космический полет не присвоили почетное звание «Герой Советского Союза», ограничившись лишь орденами Ленина.

Более того, комиссия приняла решение переформировать все уже подготовленные к полетам на «Салют-6» экипажи так, чтобы в каждом был хотя бы один космонавт с опытом космического полета. Это правило неизменно действовало 17 лет, и до сегодняшнего дня было всего три исключения!

В результате с конца октября 1977 г. экипажи для длительных полетов стали готовиться в следующих составах:

  1. Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко (летавший);

  2. В. В. Ковалёнок (летавший) и А. С. Иванченков;

  3. В. А. Ляхов и В. В. Рюмин (летавший);

  4. Л. И. Попов и В. В. Лебедев (летавший).

Для первой экспедиции посещения были сформированы такие экипажи:

  1. В. А. Джанибеков и О. Г. Макаров (летавший);

  2. В. В. Ковалёнок (летавший) и А. С. Иванченков.

В результате из экипажей были выведены нелетавшие космонавты Б. Д. Андреев, П. И. Колодин, А. И. Дедков и Ю. А. Пономарев. Никто из них так и не слетал в космос.       

Борис Андреев, Петр Колодин, Анатолий Дедков и Юрий Пономарев

Как Георгий Гречко и Юрий Романенко реабилитировали станцию и экипаж «Салют-6»

Прежде чем планировать полет «Салюта-6» на годы, необходимо было убедиться, что при попытках стыковки «Союза-25» с переходным отсеком «Салюта-6» не повредился стыковочный узел станции.

Важнейшая задача — выйти в открытый космос и проверить работоспособность стыковочного узла — была поставлена первому экипажу, который полетел на станцию.

10 декабря 1977 г. Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко стартовали на корабле «Союз-26», который на следующий день успешно пристыковался к станции «Салют-6». Правда, не к стыковочному узлу (СУ) на переходном отсеке, который мог быть поврежден, а к СУ на агрегатном отсеке.

После расконсервации станции Романенко и Гречко стали готовиться к выходу в открытый космос. Для работы вне станции на предприятии «Звезда» на основе лунного орбитального полужесткого скафандра «Орлан» были созданы новые скафандры «Орлан-Д». Выход состоялся на десятые сутки полета, 20 декабря в 00:38 декретного московского времени. Выходили космонавты не из бокового люка переходного отсека (ПхО), а из люка стыковочного узла. Это позволяло исключить перемещение по внешней поверхности, чтобы осмотреть снаружи стыковочный узел.

Экипаж "Союза-26": Юрий Романенко и Георгий Гречко

Георгий Гречко рассказывал автору: «Стали выходить… Проблемы: в одном баллоне кислород не идет. Потом никак не открывался выходной люк, несмотря на то что у нас была фомка, специально изготовленная из титана по чертежам Музея криминалистики. И фомка не помогла. Схватились руками вдвоем и с огромным трудом его открыли. И потом подумали: а если он так же не будет закрываться? Останемся за бортом… И холодок пробежал по спине от такой перспективы. Во время выхода у меня ноги отмерзли».

Первым по пояс высунулся из люка Георгий Гречко. Романенко в это время страховал его, держа за ноги.

Георгий Михайлович рассказывал автору: «А страховать было сложнее, чем выходить. У него потом синяки были на руках, ведь в такой позе удерживать меня было очень трудно».

Георгий внимательно осмотрел поверхность причальной плоскости, элементы стыковочного агрегата, электрические разъемы, направляющие штыри, замки и резиновые уплотнители. Затем Гречко проверил функционирование стыковочного узла с помощью специальных инструментов. Изображение стыковочного узла транслировалось на Землю в цвете. И Гречко, и специалисты на Земле не обнаружили на СУ никаких повреждений.

Г. М. Гречко рассказывал: «…я выходил немного побольше, чем по пояс. Когда я увидел, что на стыковочном узле и разъемах нет повреждений, то решил выяснить, во что же ударился предыдущий корабль. Ведь телеметрия показывала два удара, и следы соприкосновения корабля со станцией должны были остаться. Ну я и вылез подальше, но ничего не обнаружил».

Когда Гречко втиснулся обратно, Юрий Романенко ему заявил: «Что ж это я, так и просидел в отсеке, увидел Землю и звезды только через стекло? Дай и мне посмотреть, как они там выглядят…».

«Я посторонился, — рассказывал Георгий Михайлович, — пропустил его к люку. Он тут же рванулся мимо этакой торпедой. Уже наружу выходит, как вдруг смотрю – вслед за ним плывет, извиваясь змейкой, страховочный фал, ни к чему не пристегнутый… Я успел подхватить его и спрашиваю: "Юра, ты куда лететь-то собрался?"».

Юрий Романенко прокомментировал эти слова: «По испуганному голосу Жоры я понял — он начисто забыл, что со станцией меня связывает электрокабель [скафандры «Орлан-Д» были не полностью автономными], выдерживающий на разрыв до 2 тонн и надежно закрепленный мной перед выходом на необходимую длину».

На вопрос автора об этом эпизоде Георгий Михайлович заявил: «Я однажды, уже на Земле, кому-то это в шутку рассказал, а из этого потом раздули чуть ли не смертельный номер… Юра даже начал на меня обижаться, когда я где-то об этом рассказывал. Но я очень ценю нашу дружбу и Юру как личность, и я прекратил рассказывать эту байку».

Георгий Гречко в скафандре "Орлан-Д" в шлюзовом отсеке

Время от открытия до закрытия люка составило 1 час 28 минут. Это был первый выход в открытый космос (ВКД) советских космонавтов с января 1969 года и всего лишь третий в истории отечественной космонавтики.

Георгий Михайлович рассказывал автору, что сразу после выхода он сделал устный доклад на Землю, что стыковочный узел как новенький и можно стыковаться. «Утром мне заявляют: сделай доклад по 2-й форме, — продолжил рассказ Георгий Гречко. — А в этой форме написано: "Нашел неисправность, сам отремонтировал". Я отказался так докладывать. Начали почему-то давить. Сначала руководитель полёта Алексей Елисеев, потом Владимир Шаталов: "Докладывай, как тебе сказано". Я отказался, а Романенко — человек военный — решил доложить, как приказывают. Я стал убеждать, что сотни людей слышали наш первый доклад, что ничего мы не ремонтировали, а теперь мы припишем себе эту работу. Как мы будем им в глаза смотреть? А главное — раз мы ремонтировали, значит, предыдущий экипаж сломал… Их подставим под еще больший удар, а их обвиняли тогда, даже не разобравшись. Короче, договорились, что Юра не выйдет на связь, а я доложу правду. Потом Глушко вышел на связь и тоже стал настаивать. Тогда я сказал: "Пришлите мне телеграмму, что вы мне приказываете прочитать из космоса такой-то текст, и я его прочитаю". Разговор, конечно, велся по закрытому каналу, но все равно его слышали десятки людей. Но ничего не прислали. Потом я узнал, что в ЦУПе даже ставки делали: выдержу я это давление или нет... Потом меня долго мытарили: в командировки не пускали, орден Ленина мне не хотели давать за третий полет…».

В итоге Г. М. Гречко и Ю. В. Романенко не только доказали, что стыковочный узел на ПхО цел, а Ковалёнок и Рюмин его не повредили и потому программа длительных полетов на «Салют-6» может начинаться, но и проверили систему шлюзования в переходном отсеке станции, и испытали новые скафандры в реальных условиях открытого космоса.

Второй этап экспедиции на станцию «Союз-6»

После ВКД Юрий Романенко и Георгий Гречко продолжили выполнение программы почти стосуточного полета.

1 января 1978 г. они стали первыми советскими космонавтами, встретившими Новый год на околоземной орбите. На новогоднем столе у них были наиболее понравившиеся им продукты из комплекта бортового питания: кислые щи, телятина и фруктовые палочки. А чокнулись космонавты под бой курантов тубами с настойкой элеутерококка, рекомендованного врачами для профилактики тонуса организма. (Автор пробовал — гадость несусветная).

11 января 1978 г. к злополучному стыковочному узлу на ПхО пристыковался корабль «Союз-27» с первой в мире экспедицией посещения. После открытия люков Владимир Джанибеков и Олег Макаров обняли космических долгожителей. Впервые в мире на одном космическом объекте одновременно работало четыре человека. За пять дней они выполнили обширную научную программу.

15 января Юрий Романенко и Владимир Джанибеков перенесли из одного корабля в другой индивидуальные ложементы, так как Джанибеков и Макаров возвращались на Землю на корабле «Союз-26», а свой «более свежий» «Союз-27» оставляли на станции.

Впервые в истории экипажи поменялись космическими кораблями непосредственно в полете.

Посадка «Союза-26» с В. А. Джанибековым и О. Г. Макаровым на борту благополучно состоялась 16 января 1978 г.

Экипаж "Союза-27": Владимир Джанибеков и Олег Макаров

Третий этап первой долговременной экспедиции на станцию «Союз-6»

 Уже 22 января его место на агрегатном отсеке занял первый в мире автоматический грузовой корабль «Прогресс-1». Он доставил на станцию оборудование, пищу, воду, другие расходуемые материалы.

5 февраля орбита «Салюта-6» впервые была откорректирована не своими двигателями, а двигателями грузовика.

Ближе к концу полета «Прогресса-1» впервые в истории космонавтики произошла дозаправка космического объекта непосредственно в полете. По командам с Земли из баков «Прогресса-1» в баки станции было перекачано топливо. Затем Юрий и Георгий сложили в грузовой отсек «Прогресса» мусор и отслужившее оборудование. 6 февраля 1978 г. «Прогресс-1» покинул «Салют-6» и через два дня был сведен с орбиты.

Впервые в истории мировой космонавтики начали функционировать система снабжения грузами и система дозаправки топливом орбитальных станций.

После расставания с «Прогрессом-1» Романенко и Гречко продолжили выполнение научной программы.

Впервые в истории космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко приняли в космосе душ! Подготовка к этому заняла почти целый день, и потому, с целью экономии рабочего времени, больше водными процедурами они не занимались.

За 20 дней до посадки у Юрия Романенко заболел зуб под неаккуратно поставленной на Земле пломбой. Никакие средства бортовой аптечки не помогали. Особенно трудно ему пришлось во время совместных с международным экипажем телерепортажей. Прийти к нему на помощь врачи смогли только на Земле.

Первый в мире международный экипаж на орбитальной станции «Союз-6»

 2 марта 1978 г. к «Салюту-6» стартовал корабль «Союз-28». Его командиром был Алексей Губарев, а космонавтом-исследователем — капитан чехословацких ВВС Владимир Ремек. Чехословакия стала третьей в мире страной после СССР и США, представитель которой совершил орбитальный космический полет.

В течение семи суток на станции «Салют-6» выполнялась советско-чехословацкая научная программа. 10 марта международный экипаж вернулся на Землю.

Космонавты Владимир Ремек, Алексей Губарев, Георгий Гречко и Юрий Романенко на борту "Салюта-6"

«Союз-6»: новый рекорд длительности полета 

После их ухода Романенко и Гречко законсервировали станцию «Салют-6» и 16 марта 1978 г. на корабле «Союз-27» также успешно возвратились на Землю.

При этом Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко побили американский рекорд третьей экспедиции на станцию «Скайлэб». Новый рекорд, равный 96 суткам 10 часам 8 секундам, в последующие годы неоднократно побивался, но только нашими соотечественниками.