Reditus Space готовит к запуску многоразовый возвращаемый аппарат ENOS
Американский стартап Reditus Space объявил о привлечении $7,1 млн долларов для запуска своего первого многоразового космического аппарата. Его старт запланирован летом 2026 года. Компания стремится занять развивающуюся нишу в области космического производства и исследований в условиях невесомости.
Средства пойдут на завершение разработки первого демонстрационного возвращаемого аппарата под названием ENOS. Его ключевая особенность — способность отправлять на орбиту и доставлять обратно на Землю до 40 кг грузов после восьминедельного пребывания на орбите. Например, такие платформы можно использовать для проведения космических экспериментов или производства на орбите.
Как подчеркнул гендиректор и сооснователь компании Стеф Крам, по массе возвращаемого полезного груза это будет крупнейший коммерческий автономный аппарат из когда-либо запущенных. Однако главной гордостью команды является невероятно короткий срок реализации: этапы от концепции до запуска планируется пройти всего за 15 месяцев.
Reditus — не единственный игрок на этом перспективном поле. В октябре компания Catalyx Space также привлекла около $7,1 млн для своего 20-килограммового многоразового демонстратора, а стартап Lux Aeterna недавно получил $4 млн долларов на разработку 200-килограммового аппарата. Лидером рынка считается компания Varda Space Industries, которая недавно запустила свою пятый возвращаемый аппарат. Другие конкуренты, такие как Inversion Space и европейская Atmos Space Cargo, также активно тестируют свои технологии, хотя и сталкиваются с техническими сложностями.
При этом стратегии стартапов отличаются: например, Lux Aeterna сразу нацелена на полную многоразовость, в то время как первый аппарат Reditus (ENOS) вернет на Землю только капсулу с грузом, а его солнечные панели и теплозащитный экран не будут рассчитаны на повторное использование. Однако компания планирует достичь полной многоразовости уже к 2027 году. Это позволит не только снизить стоимость запусков, но и увеличить их частоту, что критически важно для коммерческих заказчиков.
Конкурентным преимуществом ENOS, по словам Крама, станут уникальная конструкция космического аппарата и собственные разработки в области материалов для теплозащиты. Основными заказчиками, как ожидается, станут фармацевтические и биотехнологические компании, а также разработчики передовых материалов, например полупроводниковых подложек, свойства которых можно улучшить в условиях микрогравитации.
Однако бизнес-модель Reditus подразумевает двойное применение. Помимо коммерческих контрактов, которые являются приоритетом, компания планирует использовать технологии для повторного входа аппарата в атмосферу для заказчиков из оборонной сферы — например, сбора данных по заказу Минобороны США.
Растущий интерес к подобным частным орбитальным платформам напрямую связан с планируемым выводом из эксплуатации Международной космической станции (МКС) около 2030 года. Но, как отмечает Крам, важную роль играет и саморазвивающийся рынок: коммерческие компании видят ценность не только в сборе данных в космосе, но и в физическом возврате материалов, которые провели определенное время на орбите.
Ранее Varda Space получила $187 млн на производство лекарств в космосе. В качестве «орбитальных лабораторий» будут служить возвращаемые космические аппараты.