Northrop Grumman займется грузоперевозками перед сведением МКС с орбиты
NASA выбрало компанию Northrop Grumman для доставки грузов на Международную космическую станцию. Агентство опубликовало уведомление об этом 21 ноября. Речь идет о двух миссиях корабля Cygnus в 2028 и 2029 годах. Контракт заключили без конкурса, так как только этот корабль соответствует техническим условиям в период подготовки станции к затоплению.
Американское агентство отказалось от услуг SpaceX из-за специфики стыковочных узлов. Корабли Dragon стыкуются напрямую к одному из двух портов. Эти же порты используют пилотируемые корабли. Однако в конце десятилетия на станцию прибудет аппарат USDV (United States Deorbit Vehicle). Это специальный буксир, который в будущем сведет МКС с орбиты. Он займет один из стыковочных портов и останется там минимум на год. Второй порт потребуется для смены экипажей. Из-за этого для грузовых Dragon просто не останется свободного места.
Это ограничение не касается кораблей Cygnus. Они используют другой метод присоединения. Роботизированная рука-манипулятор станции захватывает корабль и подтягивает его к специальному стыковочному узлу (berthing port). Таких узлов на станции два, и они отличаются от тех, что использует SpaceX. В документах NASA указано, что Northrop Grumman остается единственным поставщиком, который способен доставлять грузы таким способом после прибытия буксира USDV. Кроме того, Cygnus умеет вывозить мусор и корректировать орбиту станции.
Что такое МКС, где она находится и с какой скоростью движется
Ранее в программе снабжения МКС был третий участник — компания Sierra Space с кораблем Dream Chaser. Он тоже рассчитан на стыковку с помощью манипулятора. Однако в сентябре NASA пересмотрело условия соглашения. Теперь контракт с Sierra Space включает только один испытательный полет, который пройдет без стыковки со станцией.
Новый грузовой шаттл Dream Chaser прошел ключевые испытания перед первым стартом
Northrop Grumman также может получить заказ от Европейского космического агентства. ЕКА 3 октября объявило о поиске подрядчика для доставки грузов на МКС к 2028 году. Агентству нужно перевезти от 4900 до 5000 килограммов. Это необходимо для оплаты доли Европы в общих расходах на эксплуатацию станции. Сейчас ЕКА использует бартерную схему: оплачивает услуги взамен на места для своих астронавтов.
Требования европейцев фактически указывают на Northrop Grumman. Новая модификация корабля Cygnus XL вмещает ровно 5000 килограммов груза, что превышает возможности других систем. В заявке нет требования, чтобы сам корабль был европейским. При этом герметичный грузовой отсек для Cygnus производит итальянская компания Thales Alenia Space.
Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер прокомментировал ситуацию 25 ноября. Он подтвердил, что агентство намерено закупить коммерческие услуги по доставке грузов. По его словам, такой контракт обеспечит Европе надежный инструмент для обмена услугами и гарантирует полеты астронавтов, которые уже готовятся к миссиям.
Ранее американский эксперт предложил не затапливать МКС, а переработать станцию на сырье прямо на орбите.
Фото NASA