NASA может исключить SpaceX из программы по высадке астронавтов на Луну
Временно исполняющий обязанности администратора NASA Шон Даффи объявил о планах пересмотреть контракт SpaceX на доставку астронавтов на Луну. Речь идет о миссии Artemis III, для которой компания Илона Маска должна была предоставить посадочный модуль на базе корабля Starship.
Шон Даффи выступил 20 октября в эфире телеканалов CNBC и Fox News. Он объяснил, что SpaceX получила контракт на миссию Artemis III в 2021 году, но сейчас компания отстает от графика. По словам Даффи, SpaceX сдвигает свои сроки, в то время как NASA находится в гонке с Китаем. Временный глава агентства подчеркнул, что он и американский лидер Дональд Трамп хотят осуществить высадку на Луну в течение текущего президентского срока.
Поэтому Даффи намерен «открыть контракт». Это позволит другим американским компаниям, включая Blue Origin, предложить свои услуги и конкурировать со SpaceX. NASA выберет того, кто сможет первым доставить астронавтов на лунную поверхность. Даффи назвал это космической гонкой между американскими компаниями, но не уточнил, как она будет работать и как будет финансироваться.
В США стартовала сборка ракеты для миссии Artemis III по высадке на Луну
Заявления Даффи стали первым официальным признанием, что разработка лунной версии Starship отстает от графика. Ранее он утверждал, что запуск Artemis III состоится в 2027 году, как и планировалось. Теперь Даффи допустил, что миссия, вероятно, не состоится в 2027 году. Он сказал, что Artemis III произойдет «через пару лет» после миссии Artemis II, запуск которой запланирован на февраль следующего года.
Пресс-секретарь NASA Бетани Стивенс позже внесла уточнения. Она подтвердила, что NASA дало SpaceX и Blue Origin время до 29 октября, чтобы те представили свои «подходы к ускорению». Агентство также запросит у всей коммерческой космической индустрии планы по увеличению частоты полетов на Луну.
NASA рассматривает несколько вариантов. Шон Даффи отдельно упомянул компанию Blue Origin. У нее уже есть контракт на разработку модуля Blue Moon Mark 2 для миссии Artemis 5, которая запланирована не ранее 2030 года. По информации журналиста Эрика Бергера, NASA также проявляет интерес к другому, меньшему аппарату компании — Blue Moon Mark 1. Его запуск запланирован на 2026 год. Blue Origin изучает возможность адаптировать Mark 1 для пилотируемой миссии, возможно, без дозаправки на орбите. Однако один из источников в отрасли назвал такие концепции «слепленными на скорую руку» и отметил, что Mark 1 в настоящее время не может взлететь с Луны с какой-либо полезной нагрузкой.
Другой вариант, по словам Бергера, это разработка нового посадочного модуля силами других подрядчиков по более консервативной конструкции. Это может быть контракт, при котором NASA покрывает все издержки. Вице-президент Lockheed Martin Боб Бенкен подтвердил, что его компания в течение года проводила анализ концепций пилотируемых посадочных модулей. Lockheed Martin работает с межотраслевой командой и готова предложить NASA безопасное решение для скорейшего возвращения людей на Луну.
По предыдущим оценкам NASA, разработка модуля уровня программы «Аполлон» по такой схеме обошлась бы сегодня примерно в $20 млрд с учетом инфляции. Для сравнения, контракт SpaceX на Starship HLS в 2021 году составил $2,9 млрд. Эрик Бергер скептически оценил вариант c финансированием от агентства и назвал его «нежизнеспособным в этом десятилетии».
Глава SpaceX Илон Маск, похоже, не обеспокоен возможной конкуренцией. В социальной сети один из пользователей назвал «глупой» мысль о том, что другая компания сможет подготовить посадочный модуль раньше Starship. Маск ответил: «Они не смогут». Он также добавил, что SpaceX «движется молниеносно по сравнению с остальной космической отраслью». В заключение Маск написал: «Более того, Starship в итоге выполнит всю лунную миссию. Помяните мои слова».
Обречен ли Starship Илона Маска? Разобрались, как проект подрывает репутацию SpaceX.
Визуализация SpaceX