General Atomics и Kepler Communications испытали лазерную связь для военных спутников США
Компании General Atomics и Kepler Communications объявили об успешном испытании лазерной связи для Космических сил США. Во время теста оптический терминал на самолете установил стабильное соединение со спутником на низкой околоземной орбите.
Для проведения эксперимента инженеры использовали двухмоторный самолет De Havilland Twin Otter. На его борту разместили специальную 12-дюймовую турель с лазерным терминалом производства General Atomics. Целью для этого терминала стал спутник канадской компании Kepler Communications. Он находится на низкой околоземной орбите. Спутник оснащен оптическим терминалом немецкой компании Tesat-Spacecom.
Во время полета система на самолете сначала обнаружила лазерный сигнал со спутника, а затем точно на него навелась и зафиксировала соединение. Этого времени хватило, чтобы успешно обменяться пакетами данных в обоих направлениях — от самолета к спутнику и обратно.
Главной целью этих испытаний, которые прошли еще в июле, была не проверка самой технологии. Специалистам было важно доказать, что оборудование от совершенно разных производителей может без проблем работать вместе. Для этого они использовали единый стандарт для оптических терминалов связи, разработанный Агентством космического развития США (SDA). Успешное соединение терминала от General Atomics с терминалом от Tesat-Spacecom показало, что стандарт действительно работает.
Агентство космического развития, которое является частью Космических сил США, сейчас строит глобальную сеть под названием Proliferated Warfighter Space Architecture. Это будущая группировка из сотен спутников на низкой околоземной орбите. Она предназначена для обеспечения глобальной связи, а также для предупреждения о ракетных пусках и отслеживания ракет для вооруженных сил США и их союзников.
Что такое орбиты искусственных спутников и какими они бывают: объяснение простыми словами
Ключевым элементом этой архитектуры является способность спутников, а также самолетов и других платформ, быстро и безопасно обмениваться огромными объемами данных. Именно для этого и нужны оптические каналы связи.
Лазерная связь имеет серьезные преимущества перед традиционной радиочастотной. Во-первых, она позволяет передавать данные на гораздо более высоких скоростях. Во-вторых, лазерный луч очень узкий, поэтому его почти невозможно перехватить или заглушить средствами радиоэлектронной борьбы.
Однако долгое время существовала проблема совместимости. Разные производители создавали свои терминалы, которые часто не могли «общаться» с оборудованием конкурентов. Стандарт SDA как раз и был создан, чтобы решить эту проблему и установить единые технические правила для всех.
Представители агентства высоко оценили результаты теста. Заместитель директора SDA Гурпартап Сандху назвал демонстрацию прорывом в создании устойчивой космической архитектуры. С ним согласен и вице-президент General Atomics Грегг Берджесс. Он отметил, что испытания не только доказали возможность связи между воздушной и космической платформами, но и подтвердили надежность самого стандарта SDA для терминалов от двух разных компаний.
Стоит отметить, что это была не первая попытка провести подобный тест. Ранее компания General Atomics уже пробовала установить лазерную связь между самолетом и спутником, но тот эксперимент закончился неудачей. Причиной стали технические проблемы с развертыванием оборудования на самом спутнике, который участвовал в прошлом тесте.
Компания Kepler Communications, чей спутник участвовал в нынешнем успешном тесте, вывела на орбиту свою первую пару совместимых с SDA спутников-ретрансляторов в ноябре прошлого года. Каждый из них оснащен терминалом Scot 80 от компании Tesat-Spacecom.
Работа в этом направлении будет продолжена. У General Atomics есть отдельный контракт с SDA, в рамках которого компания строит два оптических терминала для своих собственных космических аппаратов GA-75. Их запуск запланирован на 2026 год. Эти аппараты позволят расширить программу испытаний и проверить совместимость оборудования уже не только между самолетом и спутником, но и между различными спутниками в космосе. Ранее Пентагон уже испытал лазерную связь между спутниками разных производителей.