Что случилось с «Чжуцюэ-3»: разбор полетов
3 декабря 2025 года с площадки 96 Центра космических запусков Цзюцюань состоялся первый тестовый пуск частично многоразовой ракеты «Чжуцюэ-3». Вторая ступень с неотделяемым макетом полезной нагрузки вышла на околоземную орбиту с наклонением 56.95° и высотой 141 х 1402 км. Первая ступень, решив задачи пуска, совершила управляемый спуск к точке посадки, но разрушилась при приземлении.
Это был 719-й пуск в китайской космической программе и пятый успешный для пекинской космической научно-технической компании «Ланьцзянь» («Синяя стрела» по-китайски, торговая марка Landspace). Эта фирма основана в 2015 году и имеет центры НИОКР в Сиане и Шанхае, производство — в Чжэцзяне. В мае 2024 года началось строительство нового центра в Уси. Из восьми пусков ее ракет три закончились авариями, но компания продолжает разрабатывать новые проекты, не переходя к серийному производству.
Создание китайского аналога Falcon-9
Эксперты подчеркивают, что компания начала с проекта легкого твердотопливного носителя «Чжуцюэ-1», но после аварийного пуска 27 октября 2018 года переключилась на жидкостную «Чжуцюэ-2» — аналог государственных ракет «Чанчжэн-2C» и «Чанчжэн-2D» на нетоксичных компонентах топлива. Разработка стартовала в сентябре 2017 года, первый пуск состоялся 14 декабря 2022 года и закончился аварией. Причины были устранены, и последующие два пуска в 2023 году прошли штатно.
Еще до первого старта «Чжуцюэ-2» началась модернизация. Ракета «Чжуцюэ-2E» сохранила общую схему и габариты, но первую ступень оснастили четырьмя форсированными двигателями с двукратным включением и дросселированием. Вторая ступень получила усовершенствованный двигатель с трехкратным включением и вспомогательную силовую установку на гидразине для управления по крену и задания конечной скорости.
Первое летное изделие, стартовавшее 27 ноября 2024 года, было переходным вариантом от версии -2 к -2Е, но вторая ракета, носившее название «Чжуцюэ-2E» по праву, 17 мая 2025 года успешно вывела на орбиту шесть малых спутников. Третий пуск 15 августа 2025 года завершился аварией из-за потери электропитания.
Обе версии фактически служили летающими стендами для частично многоразового тяжелого носителя «Чжуцюэ-3», аналога Falcon 9, но на кислородно-метановой топливной паре. Проект анонсирован в октябре 2022 года и запущен в августе 2023 года. Первый пуск носителя состоялся во второй половине 2025 года.
Устройство ракеты «Чжуцюэ-3»
«Чжуцюэ-3» — первая китайская ракета диаметром 4.5 м. Увеличение диаметра баков стало ценой использования жидкого метана, имеющего меньшую, чем керосин, плотность. Основной материал конструкции — нержавеющая сталь.
Первая ступень — многоразовая (рассчитана на 20 пусков); она оснащена девятью двигателями TQ-12A (8 по окружности и 1 в центре), пять из которых могут качаться для управления полетом. В нижней части ступени установлены четыре откидные посадочные опоры и четыре решетчатых стабилизатора. Два узких «крылышка» вдоль корпуса улучшают аэродинамику. После разделения первая ступень выполняет баллистический полет, торможение двигателями при входе в атмосферу и финальное торможение перед посадкой с околонулевой скоростью.
Вторая ступень ракеты «Чжуцюэ-3», как и у «двойки», оснащена двигателем TQ-15A с увеличенным запасом топлива, что позволяет работать значительно дольше. Трехкратное включение двигателя позволяет реализовать сложные схемы выведения и увод с орбиты.
Разработчики планируют модернизацию ракеты с заменой всех двигателей на форсированные варианты. Грузоподъемность в одноразовом варианте составит до 21,3 тонны при выведении на орбиту высотой 450 км. Если первая ступень садится на площадку вдоль трассы, грузоподъемность снижается до 18,3 тонны, а при возврате к стартовому комплексу — до 12,5 тонн.
Пусковая установка (ПУ) для «Чжуцюэ-3» расположена на площадке 96 космодрома Цзюцюань рядом с ПУ для «Чжуцюэ-2». Разработчики называют их ПУ №1 и №2, также используются обозначения 96A и 96B. Ракета собирается в горизонтальном положении в монтажно-испытательном корпусе, затем транспортируется на старт и поднимается вертикально. Для ветрового крепления ракеты и термостатирования космического аппарата используется башня рядом с газоотводным каналом.
Подготовка «Чжуцюэ-3 к посадке
В уезде Миньцинь в 390 км от старта устроена посадочная площадка квадратной формы. При выведении полезного груза на орбиту первая ступень ракеты достигает апогея 120 км и входит в атмосферу со скоростью 1600 м/с, из которых половина гасится двигателями.
Для проверки технологий ракетодинамической посадки в декабре 2023 года на космодром Цзюцюань доставили экспериментальный аппарат-демонстратор VTVL-1 стартовой массой 50,4 т, диаметром 3.35 м и высотой 18.3 м. Он был оснащен двигателем многократного включения TQ-12 и трехстоечным шасси.
Первый полет VTVL-1 состоялся 19 января 2024 года с импровизированной ПУ. Аппарат поднялся на 350 м, затем завис, спустился с небольшим смещением и приземлился через 60 секунд, отклонившись на 2.4 м.
Для второго полета использовался тот же VTVL-1, но с большей заправкой (до стартовой массы 68 т). Изделие оснастили решетчатыми стабилизаторами и дополнительными соплами ориентации. Пуск состоялся 11 сентября 2024 года, полет продолжался 200.7 секунд.
Демонстратор поднялся на высоту 10 км и компенсировал ветровой снос соплами на холодном газе. После примерно 40 секунд безмоторного полета на высоте 4.64 км двигатель включился повторно, замедлил падение и обеспечил мягкую посадку на бетонку в 3.2 км к юго-востоку от точки старта. Касание произошло на скорости 1.65 м/с с отклонением на 1.7 м от центра площадки. Все показатели, предусмотренные полетным заданием, были достигнуты.
В апреле 2025 года был собран и доставлен в Цзюцюань экспериментальный экземпляр первой ступени «Чжуцюэ-3». 20 июня на ПУ №2 прошло первое включение девяти двигателей TQ-12, которые проработали 45 секунд.
За две недели до старта ракеты «Чжуцюэ-3»
17 октября 2025 года Landspace показал видео отправки ракеты из производственного центра в Цзясине. Компания могла бы выдать информацию и раньше, так как снимок ракеты уже 14 октября появился в сети. Однако Landspace провела всесторонние испытания 18–20 октября, включая заправку носителя и прожиг двигателей первой ступени.
На этот раз двухступенчатое изделие ставили на стартовый стол штатным подъемником, а не краном. Прожиг 20 октября длился 10 секунд и подтвердил готовность двигателей. После этого носитель должны были увезти в монтажно-испытательный корпус для подготовки к пуску, но сначала установили на старте головную часть.
20 ноября сообщили о запуске 29 ноября, и турагентства стали бронировать экскурсии к месту старта. Landspace опровергла это, заявив о рисках и невозможности организации туров. 25 ноября опубликовали фото носителя, а 27-го закрыли опасные районы на 29 ноября. На следующий день появились слухи об отсрочке из-за ветра, подтвержденные новой датой — 1 декабря.
Позже объяснили это ошибкой… в покраске площадки! Шутка? Возможно, и нет, если система управления первой ступени использует оптическое распознавание района приземления, а не радиомаяки.
2 декабря были опубликованы уведомления о закрытии районов 3 декабря. На этот раз ракета «Синяя стрела» оправдала ожидания поклонников. Однако время запуска, указанное как 12:00, было обнародовано только в англоязычной соцсети X. Наблюдатели же зафиксировали старт в 12:02:20, что вызвало небольшое расхождение в информации. Несмотря на отсутствие официальной трансляции, кадры из центра управления распространялись практически в реальном времени, включая впечатляющий взрыв первой ступени на дороге рядом с посадочной площадкой.
Первый пуск «Чжуцюэ-3»: что случилось с китайской ракетой
Первый пуск «Чжуцюэ-3» прошел штатно. Через 129 секунд по программе выключились двигатели первой ступени, еще через 5 секунд ступени разделились. Затем, через 4 секунды, запустился двигатель второй ступени. На 324 секунде произошел сброс головного обтекателя, еще через 175 секунд выключился двигатель второй ступени. После короткого пассивного участка, на 1899 секунде произошло его повторное включение, которое длилось до 1916 секунды. После этого началась коррекция конечной скорости, после чего — процесс пассивации второй ступени. Низкий перигей говорит о том, что разработчики думали о пассивном сходе с орбиты этого сравнительно большого объекта.
Тем временем первая ступень совершила полет по баллистической траектории и при входе в атмосферу на 371 секунде полета включила двигатели, которые проработали 44 секунды. Затем на 480 секунде полета двигатели снова включились, отрабатывая предпосадочное торможение. Через 11 секунд должны были выключиться периферийные двигатели, а на 510 секунде первая ступень приземлялась и включала центральный двигатель. «Что-то пошло не так».
Через два с половиной часа после старта Landspace объявил об успешном пуске ракеты, при этом вторая ступень вышла на заданную орбиту. «Все ключевые этапы, включая старт, разделение ступеней, запуск двигателя второй ступени, сброс обтекателя, выключение двигателя и баллистический участок полета, прошли без сбоев, подтверждая стабильную и надежную работу системы. Однако аномалия произошла на этапе посадки, когда двигатель первой ступени начал работать в посадочном режиме, что привело к неудаче и падению фрагментов ступени на краю посадочной площадки. В настоящее время проводится расследование для определения причин неудачи».
Мнение экспертов
Эксперты отмечают, что первый пуск новой тяжелой частично многоразовой ракеты класса Falcon 9 является впечатляющим достижением. Конструктивные решения и работа двигателей подтверждены, а основная задача пуска выполнена. Среди технических успехов выделяются проверка гибридной резервированной интегрированной системы управления и измерений, а также широкополосной системы передачи информации на базе Powerlink Ethernet. Кроме того, успешно отработала навигация и управление на этапе посадки с использованием мощного компьютера на автомобильной электронике, производительность которого увеличилась в десять раз.
В то же время, конкурент «Чжуцюэ-3» — частично многоразовый носитель «Чанчжэн-12А» от Шанхайской исследовательской академии космической техники, уже готовится к старту. По предварительным данным, пуск может состояться в середине декабря.