Большинство спутниковых созвездий превышают установленные лимиты яркости
Компании запускают на орбиту тысячи спутников для интернета и связи. При этом они не могут сделать свои аппараты достаточно тусклыми, чтобы не мешать астрономам наблюдать за звездами. Новое исследование показало, что большинство спутниковых систем гораздо ярче, чем рекомендуют ученые, а некоторые разработчики и вовсе считают эти требования невыполнимыми.
Недавно астрономы из Центра по защите темного и тихого неба от помех спутниковых группировок (IAU CPS) опубликовали исследование. Они установили предел яркости для спутников, чтобы те не создавали световых помех. Этот предел выражается в видимой звездной величине — специальной шкале яркости. Здесь все наоборот: чем ярче объект на небе, тем меньше его числовое значение. Например, очень яркие звезды могут иметь величину 1 или 0.
Ученые договорились, что для спутников на высоте до 550 километров предел должен составлять 7-ю звездную величину. Это достаточно тусклый объект, который не виден невооруженным глазом. Такое ограничение особенно важно для новых мощных телескопов, как, например, обсерватория имени Веры Рубин в Чили, которая может сканировать большие участки неба.
Исследование показало, что большинство спутниковых систем не укладываются в эти рамки. Самыми яркими оказались спутники BlueBird от компании AST SpaceMobile. Их средняя звездная величина составляет 3,3, а иногда они разгораются до 2-й величины. Это значит, что их можно увидеть невооруженным глазом даже в условиях городской засветки. Правда, пока на орбите таких спутников всего несколько.
Не соответствуют нормам и аппараты Starlink от компании SpaceX — самой большой спутниковой группировки на сегодня. Их новые спутники V2 Mini имеют среднюю яркость от 5,16 до 6,24. Две крупные китайские системы, «Гован» и «Цяньфань», также оказались слишком яркими: 5,07 и 5,76 соответственно, хотя они и летают на большей высоте.
Как спутники Starlink создают помехи для радиотелескопов
Единственной компанией, которая смогла выполнить требования, оказалась OneWeb. Средняя яркость их спутников составила 7,85, что соответствует скорректированному лимиту для их высокой орбиты в 1200 километров. В исследовании пока не учтены спутники Project Kuiper от Amazon, так как их запуск начался совсем недавно. Однако представители компании уже говорят о трудностях. Йозеф Коллер, главный советник по космической безопасности в Amazon Kuiper, отметил, что снижение яркости — одно из ключевых требований для их проекта.
По словам Коллера, компания пробовала разные подходы, чтобы сделать спутники менее заметными. Например, они тестировали специальные диэлектрические зеркальные наклейки, которые ранее использовала SpaceX. Но для спутников Amazon это решение не подошло из-за работы на других радиочастотах. В итоге компания нашла другого поставщика и технологию, которая позволяет отражать солнечный свет в сторону от Земли, не мешая при этом работе основных антенн. Amazon даже строит собственные обсерватории, чтобы следить за яркостью своих аппаратов и при необходимости дорабатывать их конструкцию.
Йозеф Коллер подчеркнул, что сделать спутник тусклым — невероятно сложная задача. Он объяснил, что спутники имеют очень сложную форму, а не просто выглядят как коробка. Нельзя просто взять и обклеить весь аппарат специальным покрытием. По его мнению, достичь установленного астрономами предела в 7-ю звездную величину может быть практически невозможно. Это очень высокая планка, и изменения в конструкции не должны мешать спутнику выполнять его основную миссию.
Несмотря на такие трудности, другие специалисты считают, что к этой цели все равно нужно стремиться. Ясвант Девараконда, старший советник из Управления по вопросам космического пространства Госдепартамента США, говорит, что этот предел яркости обсуждается на международных встречах, в том числе в ООН. Он считает это ориентиром, а не нерушимым законом.
Ильза Мроз, менеджер по регуляторным вопросам в компании Planet, добавила, что в этом направлении есть положительные сдвиги. Она призвала к дальнейшему диалогу, чтобы выработать единые международные стандарты и договориться о том, как их соблюдать. По ее словам, если все участники рынка придут к общему пониманию даже базовых определений, это станет огромным шагом вперед.