Китай испытал первую ступень ракеты для полета на Луну
15 августа 2025 года Китай значительно продвинулся в реализации проекта высадки космонавтов на Луну. На космодроме Вэньчан на Хайнане успешно прошли огневые стендовые испытания (ОСИ) двигательной установки первой ступени ракеты-носителя «Чанчжэн-10» (CZ-10), включающей семь двигателей YF-100K, работающих на топливе «жидкий кислород — керосин».
Двигатели включились в 15:00 по местному времени (07:00 по UTC) и работали примерно 35 секунд, развивая тягу в 892 тc, что стало рекордом в истории китайской космической программы. Четыре двигателя закреплены неподвижно, остальные три могут качаться для управления полетом ракеты.
Для испытаний использовали укороченный макет первой ступени CZ-10. Важно отметить, что испытания проходили не на привычных наземных стендах Китайской академии космических технологий CASC, а на новой стартовой площадке CZ-10 в Вэньчане.
Ступень установили на новое мобильное пусковое устройство CZ-10, отличающееся от тех, что применялись для ракет CZ-5, CZ-7 и CZ-8. Последние запускают с двух других площадок в Вэньчане. Несмотря на то, что башня обслуживания и стартовый стол для CZ-10 еще не достроены, они уже частично функционируют.
Технически, это не первое включение CZ-10: 16 июня 2024 года в 101-м научно-исследовательском институте в Пекине прошли ОСИ упрощенного макета, на котором стояли три двигателя YF-100K. Кроме того, двигатели YF-100K уже дважды летали в космос на ракете CZ-12 SAST, которая стартовала с космодрома на острове Хайнань. Этот носитель имеет четыре таких двигателя на первой ступени. Не стоит забывать про сотни тестов отдельных двигателей YF-100K, проведенных в разных условиях.
Таким образом, китайская пилотируемая лунная программа активно развивается. 17 июня прошли испытания системы аварийного спасения корабля «Мэнчжоу». 6 августа объявили об успешном завершении имитации взлета и посадки лунного модуля «Ланьюэ». Эти достижения приближают выполнение правительственного плана по высадке двух китайских астронавтов на Луну к 2030 году.
Как проходили испытания пилотируемого корабля «Ланьюэ»
Но есть важный элемент, который пока не готов: лунная ракета CZ-10. Именно она должна отправить «Мэнчжоу» и «Ланьюэ» на Луну с космодрома Вэньчан на острове Хайнань.
Модификации китайской ракеты CZ-10
«Лунный» носитель CZ-10 представлен в двух модификациях: CZ-10A и CZ-10.
CZ-10A — это двухступенчатая ракета для запусков на низкую орбиту 18 тонн груза в одноразовом варианте и 14 тонн — в многоразовом. Первая ступень оснащена семью двигателями YF-100K, вторая — одним YF-100M, который является вакуумной версией YF-100K. Обе ступени имеют диаметр пять метров. Общая длина ракеты 67 метров.
CZ-10 — это лунный вариант, способный вывести 70 тонн на низкую околоземную орбиту или 27 тонн на траекторию полета к Луне. Первая ступень состоит из трех блоков, каждый представляет собой удлиненную версию первой ступени CZ-10A. Таким образом, при старте одновременно включается 21 двигатель YF-100K. Вторая ступень оснащена двумя двигателями YF-100M, а третья — двумя кислородно-водородными двигателями YF-75E. Общая высота этого варианта составляет 92,5 метра.
Как CZ-10, так и CZ-10A будут включать пилотируемый вариант с перелетным кораблем «Мэнчжоу» и грузовой вариант с автоматическим кораблем «Тяньчжоу». Грузовой вариант CZ-10 предназначен для запуска к Луне посадочно-взлетного корабля «Ланъюэ».
Предполагается, что в будущем ракета-носитель CZ-10A заменит ныне используемую CZ-7 в запусках грузовых кораблей «Тяньчжоу» к Китайской космической станции. Китайское космическое агентство подтвердило, что «Тяньчжоу» действительно будет запускаться с помощью CZ-10A после огневых стендовых испытаний.
Это решение вызвало вопросы, поскольку частота пусков более старой ракеты CZ-3B на долгохранимом самовоспламеняющемся топливе не только не уменьшилась в пользу CZ-7A, но даже возросла. В 2025 году CZ-3B выполнила десять миссий, в то время как CZ-7A — только две. Это связано с тем, что китайские военные отдают предпочтение космодрому Сичан, и необходимостью разгрузить плотный график запусков в Вэньчане.
Когда ожидается запуск ракет CZ-10 и CZ-10A
CZ-10A планируется запустить в 2026 году, а CZ-10 — в 2027 году. После ввода в эксплуатацию CZ-10 станет самой мощной китайской ракетой, превзойдя CZ-5, которая может вывести 25 тонн груза на низкую околоземную орбиту.
Помимо замены CZ-7 для запуска космического корабля «Тяньчжоу» и CZ-2F для запуска пилотируемых космических кораблей, CZ-10A призвана стать первой китайской ракетой с многоразовой первой ступенью. Она будет приземляться на специальную плавучую платформу с тросовой системой торможения, что исключает необходимость в посадочном шасси на ракете.
Многоразовая версия двигателя YF-100K обозначена как YF-100N. Его тяга — 1250 кН (около 127 тс), а удельный импульс — 301,6 секунды. Для сравнения: кислородно-керосиновый Merlin 1D на первой ступени Falcon 9 имеет тягу 845 кН (86 тс).
Поскольку ОСИ ступени с полномасштабной двигательной установкой требуют функционирующих наземных систем (топливных и газовых магистралей) с работоспособными электрическими компонентами, а также системы подавления ударной волны, можно сказать, что новый стартовый комплекс на космодроме Вэньчан почти готов.
Наблюдатели полагают, что теперь осталось дождаться ОСИ не укороченной, а полностью собранной первой ступени Long March 10A, а затем еще одного испытания с единичным блоком первой ступени Long March 10. После этого последуют тесты с тремя соединенными блоками. После таких ОСИ полноценный запуск — «это уже просто дело техники».