Китай испытал корабль для высадки экипажа на Луну
Проекты

Китай испытал корабль для высадки экипажа на Луну

8 августа 2025 года, 10:44

Китай на шаг приблизился к полету человека на Луну. Специалисты успешно провели комплексные испытания взлета и посадки двухместного корабля «Ланьюэ», сообщили в Управлении программы пилотируемых космических полетов (CMSA). Он будет играть ключевую роль в высадке экипажа КНР на поверхность естественного спутника Земли, запланированной на 2030 год.

Испытания завершились 6 августа на полигоне в провинции Хэбэй на севере Китая. По данным CMSA, это был первый случай, когда Пекин провел испытания по взлету и посадке космического корабля, предназначенного для высадки экипажа за пределами Земли. Такие проверки позволяют оценить характеристики транспортного средства при различных сценариях — от старта до прилунения и отправки обратно на Землю.

В ходе тестов двигатели «Ланьюэ» были запущены, имитируя посадку на Луну и последующий взлет. «Во время испытаний были проверены система посадки и взлета посадочного модуля, план управления, связь и совместимость интерфейсов между подсистемами, включая систему наведения, навигационный контроль и двигательную установку», — рассказал Хуан Чжэнь из Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC) телеканалу CCTV.

1 / 3

«Ланьюэ» (с китайского — «обнимающий Луну») — это пилотируемый посадочно-взлетный корабль, который разрабатывается для первого полета китайского экипажа на естественный спутник Земли, запланированного до 2030 года. Он сможет доставить на поверхность двух астронавтов, а также дополнительную нагрузку — луноход и научные инструменты. Корабль оснащен несколькими двигателями, в том числе резервными. В случае отказа одного из них включатся оставшиеся, чтобы отправить астронавтов сначала обратно на окололунную орбиту, а затем — на Землю.

«Для пилотируемых космических полетов мы должны обеспечить комфортную и плавную посадку для астронавтов, что требует высоких стандартов амортизации посадочного модуля. Он оснащен четырьмя опорами, которые предназначены для обеспечения этих целей», — сказал Хуан Чжэнь. 

Представитель агентства признался, что проектирование такого корабля — сложная задача. Одной из главных целей для инженеров стало сокращение массы космического транспортного средства. «Каждый элемент веса должен играть определенную роль в выполнении нескольких функций, поэтому мы должны добиться максимального интегрированного дизайна и легкой конструкции. Мы использовали все возможные методы для минимизации веса, достигая самых сложных конструктивных целей при наименьшем стартовом весе», — сказал Хуан Чжэнь.

Для отправки китайских экипажей на Луну также создается перелетный корабль «Мэнчжоу» («Корабль мечты»). Он будет отвечать за доставку астронавтов на окололунную орбиту и возвращение их на Землю. В июне CMSA успешно испытало систему аварийного спасения «Мэнчжоу».

Выйдя на орбиту, «Мэнчжоу» состыкуется с уже находящимся там «Ланьюэ», и двое космонавтов войдут внутрь, чтобы спуститься на лунную поверхность. Они будут исследовать местность с помощью 200-килограммового негерметичного лунохода, а после окончания работы вернутся в посадочно-взлетный корабль, прибудут на окололунную орбиту и снова состыкуются с «Мэнчжоу», внутри которого их будет ждать третий член экипажа. Затем «Корабль мечты» вернет китайских космонавтов на Землю.

Как устроены китайские лунные корабли и какая ракета запустит их в космос? В планах КНР по высадке на Луну разобрался эксперт в области ракетно-космической техники Игорь Афанасьев.