Китайцы могут высадиться на Луне в 2029 году
Слухи о том, что в Китае разрабатывается программа высадки человека на Луну, аналогичная американской программе "Аполлон", реализованной в 1969-1972 годах, циркулируют уже больше десяти лет. Однако анализ относительно свежей, весьма дозированной информации о пилотируемой лунной программе КНР показывает, что речь идет, скорее, о копировании современной американской программы "возвращения" на Луну - "Артемида". На чем китайцы собираются добраться до Луны и высадиться на ее поверхность - в нашем материале.
"Корабль мечты" и "Обнимающий Луну" - многоразовый перелетный и посадочно-взлетный корабли
Для реализации китайской программы по высадке космонавтов на Луну будут использоваться два корабля — перелетный «Мэнчжоу» ("Корабль мечты") и посадочно-взлетный «Ланьюэ» ("Обнимающий Луну") — запускаемых по одиночке.
За доставку трех космонавтов на окололунную орбиту и возвращение их на Землю отвечает «Мэнчжоу». Это название с китайского можно перевести как в том числе как «мечта об освоении космоса», что созвучно концепции «китайская мечта» о модели развития страны, продвигаемой в соответствии с указаниями председателя КНР Си Цзиньпина. Ранее он был известен под простым обозначением «Пилотируемый корабль нового поколения».
В отличие от применяемого в настоящее время «Шэньчжоу» («Божественный корабль»), состоящего из трех отсеков, «Мэнчжоу» состоит из двух — возвращаемого отсека (он является командным центром всего корабля и жилым помещением для космонавтов) и служебного отсека (энергетический и двигательный центр). По замыслу разработчиков, эта концепция имеет большие преимущества благодаря возможности повторного использования возвращаемого отсека, в котором находится большая часть бортовых систем космического аппарата.
По словам представителей Китайской академии космических технологий — основного предприятия по разработке и производству космических аппаратов в стране — масса полностью снаряженного корабля 26 тонн; «Мэнчжоу» может выполнять полеты как в околоземном пространстве, так и в дальнем космосе. На его основе проектируется транспортный вариант вместимостью от четырех до семи членов экипажа, который может использоваться для выполнения туристических рейсов на околоземную орбиту.
Выйдя на окололунную орбиту, «Мэнчжоу» состыкуется с находящимся там «Ланьюэ», и двое космонавтов войдут внутрь, чтобы спуститься на лунную поверхность. Название посадочно-взлетного корабля («Обнимающий Луну») происходит от цитаты Мао Цзэдуна: «Чтобы достичь (обнять) Луну, может потребоваться девять дней». Кроме герметичной кабины, «Ланьюэ» включает тормозной блок, который выполнит основную часть торможения, а затем отделится, и приборно-агрегатный отсек с посадочными опорами и четырьмя дросселируемыми двигателями мягкой посадки.
Оказавшись на поверхности, два космонавты выйдут из кабины и будут исследовать местность с помощью 200-килограммового негерметичного лунохода, установленного снаружи «Ланьюэ». После окончания работы на поверхности, они вернутся в посадочно-взлетный корабль, на котором прибудут на окололунную орбиту, где снова состыкуются с «Мэнчжоу», внутри которого их будет ждать третий член экипажа. Затем "Корабль мечты" вернет китайских космонавтов на Землю.
"Великий поход-10" для покорения Луны
«Мэнчжоу» и «Ланьюэ» стартуют отдельно на ракетах CZ-10 ("Великий поход-10"), взлетающих с космодрома Вэньчан на острове Хайнань. До февраля 2023 года этот «Великий поход» не имел официального названия и был известен просто как «Пилотируемая ракета нового поколения» или неофициально, в связи со всей китайской пилотируемой космической программой как «Ракета [проекта] 921».
По российской классификации CZ-10 — ракета тяжелого класса повышенной грузоподъемности, приближающаяся к супертяжу. Носитель высотой (с полезной нагрузкой) 92 метра и стартовой массой 2187 тонн способен вывести 70 тонн на низкую околоземную орбиту или 25-27 тонн — на траекторию полета к Луне. CZ-10 имеет три ступени и внешне напоминает Falcon Heavy компании SpaceX. Первая ступень будет иметь три ракетных блока, каждый с семью кислородно-керосиновыми двигателями YF-100K. Вторая ступень, также кислородно-керосиновая, будет иметь два высотных YF-100M. На третьей, криогенной ступени, будут стоять три кислородно-водородных двигателя YF-75E.
Космический пилотируемый корабль «Мэнчжоу» также будет использоваться для доставки на китайскую космическую станцию «Тяньгун» экипажа от четырех до семи космонавтов, но сможет стартовать на низкую околоземную орбиту с помощью ракеты CZ-10A. Этот носитель высотой 67 метров и стартовой массой 740 тонн будет иметь только две кислородно-керосиновые ступени: центральный блок (без боковых блоков-ускорителей) с семью YF-100K и вторую ступень с одним YF-100M. Эту ракету в будущем предполагается оснастить многоразовой первой ступенью с ракетно-динамической посадкой как у Falcon-9 и сможет приземляться на баржу. В одноразовом варианте CZ-10A сможет выводить на орбиту 18 тонн, в многоразовом — 14 тонн.
Жун И, эксперт по ракетостроению из Китайской академии технологий ракет-носителей при Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологий, в интервью агентству «Синьхуа» сообщила, что «разработка ракеты-носителя «Великий поход-10» является стратегически важным этапом для достижения цели по высадке китайских космонавтов на Луну к 2030 году. Ожидается, что первый пуск будет намечен на 2027 год, а ракета без боковых ускорителей, разрабатываемая на основе CZ-10 и способная выполнять задачи по доставке космонавтов и грузов на орбитальную станцию, полетит в 2025 году».
На фото космического центра Вэньчан на острове, сделанных как со спутников, так и при наземном посещении космодрома туристами, к западу от технических сооружений, где проводится интеграция ракет CZ-5, CZ-7 и CZ-8, видны работы над новым корпусом вертикальной сборки - возможным стартовым комплексом CZ-10.
Лунная китайская нумерология
В июне и июле 2018 года на стенде проведены первые включения кислородно-керосинового двигателя YF-100K для первой ступени CZ-10, а в сентябре 2019 года была изготовлена первая секция бака пятиметрового диаметра для этой ракеты. К маю 2023 года время работы двигателя на стенде уже превысило 3300 секунд.
14 июня 2022 года на стенде впервые включился кислородно-водородный двигатель YF-79E для третьей ступени CZ-10. К октябрю двигатель уже наработал свыше 10 тысяч секунд.
В сентябре 2022 года были проведены пуски высотного варианта YF-100M для второй ступени CZ-10. К этому времени специалисты отобрали 30 участков на Луне в качестве кандидатов на место посадки китайских космонавтов.
29 мая 2023 года, одновременно с пресс-конференцией, посвященной представлению экипажа «Шэньчжоу-16», замдиректора Канцелярии программы пилотируемой космонавтики Китая Линь Сицян подтвердил, что планы китайской программы по отправке космонавтов на Луну осуществятся «примерно в 2030 году». В этой связи вспыхнула дискуссия, поскольку выражение «примерно в 2030 году» (2030年前后, 2030左右) мелькает в китайских СМИ практически с первого момента представления лунных планов дата. Непонятно все-таки, что это значит? Высадка может состояться как «до конца 2030 года», так и «к 2030 году».
Однако по мере того, как конкретизировались планы, власти все больше и больше были уверены в том, что смогут воплотить решения в жизнь раньше, чем ожидалось. Конечно, ни один авторитетный китайский представитель пока прямо не заявил, что высадка на Луну состоится в 2029 году. Сегодня ясно, что разработка программы не закончена, чтобы гарантировать такой срок.
Известно также, что первые четыре пуска CZ-10 не будут пилотируемыми. С учетом вышеприведенных рассуждений, если понимать слова Линь Сицяна буквально, первый пилотируемый запуск CZ-10 будет пятым, но раньше, в четвёртом, будет запущен лунный модуль «Ланьюэ». Учитывая, что первый пуск CZ-10 запланирован на 2027 год, вполне возможно, что эти пять пусков состоятся в 2027, 2028 и 2029 годах.
Китай уже в течение многих лет планировал построить на южном полюсе Луны Международную лунную научную станцию (МЛНС). Первоначально здесь будут работать беспилотные зонды, но позже станут добавляться элементы пилотируемой инфраструктуры, в частности, планировалось доставить на Луну более крупный и эффективный лунный модуль, вероятно, с использованием тяжелой ракеты-носителя CZ-9, первый пуск которой намечен на 2033 год. Китаю удалось привлечь к своему лунному проекту несколько стран, в числе которых Россия и Пакистан.
Поскольку китайская лунная программа есть и развивается, эксперты неизбежно говорят о «новой лунной гонке» с участием США, но все, включая Китай, понимают, что NASA уже имеет преимущество в этом соревновании.