На модели «Луны-27» отработали режимы мягкой посадки
В НПО имени Лавочкина завершились проверки работоспособности посадочного устройства на модели «Луны-27». Специалисты проверили его работу в условиях, приближенных к реальности, при посадке на наклонной поверхности с имитацией лунной гравитации и контактом с аналогом реголита. В Роскосмосе сообщили, что режимы мягкой посадки успешно отработаны.
Серия отработочных испытаний проходила на динамически подобной модели посадочного аппарата станции «Луна-27» в условиях, максимально приближенных к реальным. В ходе тестирования подтверждено, что посадочное устройство работает исправно. В ближайшее время специалистам НПО Лавочкина предстоит проанализировать полученные данные и подготовить итоговые отчёты по результатам испытаний.
Посадка на поверхность небесного тела — один из самых сложных этапов любой подобной миссии. Для отработки наиболее критически важных режимов посадки в 2017 году в НПО Лавочкина были созданы специализированные стенды, которые позволяют имитировать различные сценарии прилунения. На одном из стендов отрабатывается динамика посадки на натуральном макете с системой обезвешивания, а на другом — тестируется мягкая посадка на динамически подобной модели.
За время эксплуатации стендовое оборудование доказало свою эффективность. В 2024 году стенды проходили модернизацию с учетом особенностей нового аппарата.
«Луна-27» — автоматическая станция, предназначенная для отработки технологии точной посадки в районе Южного полюса, изучения полярного грунта и внешней атмосферы, включая анализ образцов материала, взятых с глубины около одного метра. Там, по данным орбитальных наблюдений, может находиться водяной лед. Этот ресурс особенно ценен: его можно использовать для получения воды, кислорода и топлива для будущей лунной базы. Южный полюс Луны — одна из самых перспективных, но сложных для посадки областей нашего естественного спутника. До недавнего времени она оставалась практически неизученной.
«Луна-27» разрабатывается в рамках проекта «Луна-Ресурс-1», который предусматривает запуск нескольких аппаратов. Первый — «Луна-26» — будет исследовать поверхность с орбиты и выбирать безопасные участки для посадки. Второй — сам посадочный модуль «Луна-27». Его задача — изучить состав реголита, зафиксировать присутствие воды и измерить физические характеристики грунта.
Созданием автоматической лунной станции занимается НПО Лавочкина, разработкой научной аппаратуры — Институт космических исследований РАН. По словам одного из научных руководителей проекта академика Льва Зеленого, работы по поиску воды важны не только с исследовательской точки зрения, но и для будущих экспедиций — в том числе пилотируемых.
Аппарат будет оборудован грунтозаборным устройством и целым комплексом приборов, включая инфракрасный спектрометр, гамма- и нейтронный анализаторы, пылевой монитор и радиометр. Некоторые устройства работают пассивно, другие используют активное излучение или прогрев грунта. Станция сможет брать образцы с глубины до двух метров и прямо на месте исследовать их минералогический, химический, элементный и изотопный состав.
Инженеры также разработали телевизионную систему для визуального наблюдение за местностью и процессом отбора проб.
К выбору посадочной площадки подошли особенно строго. Ученые из Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского изучили южную приполярную зону Луны — полосу между 83° и 79° южной широты. Они отобрали пять эллипсоидных участков размером 30×15 километров, которые имеют уклон не более 10 градусов, хорошую видимость с Земли и достаточную освещённость Солнцем.
Приоритеты между участками распределили в зависимости от содержания водорода в реголите. Чем больше водорода (а, значит, и воды), тем выше научная ценность точки. Участок с самым высоким содержанием водяного эквивалента получил номер один. Остальные стали резервными вариантами.
Исследователи подчеркнули: чем точнее будет посадка, тем больше шансов оказаться прямо на месторождении льда. Современные системы навигации уже позволяют добиваться точности в пределах 500 метров. Это создает прецедент: раньше с такой точностью автоматические станции не садились, а, тем более, на столь сложные участки.
Проект «Луна-27» включен в Федеральную космическую программу России на 2016–2025 годы и в будущий государственный проект «Наука» до 2035 года. По данным сайта НПО Лавочкина, станция будет запущена после 2030 года с космодрома Восточный с помощью ракеты-носителя «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат».